Портал «Расстановщик»
Для города:
Выберите город

Расстановки

Мы живем в непростое время. Резкие перемены происходят в нашей стране — то, что было ценно на протяжении более 70 лет, оказалось устаревшим, сейчас появились иные приоритеты, человеку прививаются другие ценности. Как сориентироваться, устоять, адаптироваться, найти свой путь? Где найти в себе силы и как поддержать себя и своих близких? Россия — страна с трагической и кровавой историей: революции, войны, репрессии. Последствия этих событий остались в наших морфогенетических полях, связывающих нас с предыдущими поколениями.

Краткосрочная семейная психотерапия Берта Хеллингера позволяет восстановить родовые энергетические потоки, как называет их Хеллингер — «первичные потоки любви».

Метод семейной расстановки еще совсем молод — ему чуть больше двадцати лет. При кажущейся внешней простоте и наглядности, обучиться ему не так просто. Он требует большой внимательности, осознанности, включенности в процесс, при минимальном вмешательстве психолога. На обучение уходит в среднем три-четыре года. Оптимальное количество участников — 15–20 человек. Желательно, чтобы в группе присутствовали как мужчины, так и женщины.

Обучение построено следующим образом: сначала формируется запрос. Психолог, в рамках заявленной проблемы, задает вопросы о семейной системе клиента. Совместными усилиями психолога и клиента формируется окончательный вариант запроса. Запрос должен быть коротким (три-четыре предложения), энергетически наполненным. Поскольку эта терапия ориентирована на решение, хорошо, если клиент скажет несколько слов о том, что было бы для него хорошим решением.

Затем клиент выбирает из группы людей на роли заместителей. Заместители — это те, кто будет представлять в расстановке самого клиента и значимые для него фигуры в зависимости от контекста запроса. Хорошо, когда на роль мужчины есть возможность выбрать мужчину, а на роль женщины — женщину. Но, как показывает практика, замена мужчины женщиной не искажает результата работы. Клиент расставляет заместителей в пространстве в соответствии со своим внутренним образом. После этого он садится на свое место и наблюдает за происходящим. В расстановке образуется некое энергетическое поле (Юнг называл это «коллективное бессознательное», а Б. Хеллингер — «большая душа»), в котором заместителям передаются ощущения и чувства тех людей, которых они замещают.

Расстановщик опрашивает заместителей об их ощущениях и предлагает внести изменения в зависимости от наметившейся динамики. Все это в итоге должно привести к образу решения. Но иногда более сильное целительное воздействие оказывает расстановка, прерванная в кульминационный момент. Это бывает, когда клиенту сложно принять обнаруживающуюся динамику. В этом случае должно пройти время, чтобы клиент с этим согласился.

Важную роль в расстановках играют «разрешающие» фразы. Они вытекают непосредственно из процесса расстановки. Предлагать их могут как психолог, так и «заместители», которые озвучивают свои ощущения. Функцией «разрешающих» фраз является прояснение ситуации и развязывание узлов. Если фразы правильно подобраны, энергия расстановки преображает ситуацию, приближая к ее разрешению. Фразы должны быть короткими, емкими, концентрированными. Чем короче и точнее фраза, тем она эффективнее.

Особое место в расстановках занимают ритуалы. Два наиболее часто используемых — это поклон и ритуал возврата. Поклон символизирует принятие своей судьбы, своих родителей такими, какие они есть, и признание того факта, что родители большие, а ребенок в сравнении с ними маленький. Поклон восстанавливает порядок в семейной системе и часто становится предпосылкой к возобновлению течения потока любви.

Следующий ритуал — это ритуал возврата. Б. Хеллингер разделил чувства на четыре категории:

— первичные,

— вторичные,

— перенятые,

— метачувства.

В ритуале возврата речь идет о перенятых чувствах. Это чувства, которые мы часто испытываем и которые не совсем соответствуют ситуации. Например, беспричинные чувства вины, тревоги, страха, одиночества могут быть перенятыми и достаться нам по наследству от наших родителей или более дальних родственников. Происходит это тогда, когда родители или родственники вытеснили эти чувства, не осознав их в полной мере. Смысл ритуала заключается в том, чтобы в символической форме передать их истинному владельцу. После этого ритуала облегчение испытывает как сам клиент, так и тот, кому вернулись принадлежащие ему по праву чувства.

Метод семейной расстановки не получил пока широкого применения в школах. Но, как показывает практика проведения семейных расстановок с участием детей и подростков, результаты бывают весьма позитивными. Необходимо учитывать, что дети и подростки более ранимы и впечатлительны, чем взрослые. Предлагая работу этим методом, надо быть крайне осторожным.

Школьные психологи сталкиваются с проблемами:

— адаптации детей в социальной сфере,

— агрессивного поведения,

— гиперактивности,

— низкой самооценки,

— страхов.

С этими проблемами можно работать продуктивно с помощью системного подхода и метода семейной расстановки. Девиантное поведение, например, часто связано с тем, что в семейной системе были исключенные родственники из предыдущих поколений, побывавшие в сталинских лагерях или отбывавшие наказание в местах лишения свободы. О них не принято открыто говорить, вспоминать их. Тогда ребенок в знак принадлежности к семейной системе замещает их, привлекая внимание родителей своим неадекватным поведением. Таким поведением он неосознанно пытается напомнить об исключенном человеке и ввести его в семейную систему.

Низкая успеваемость не всегда связана с пониженным интеллектом. Часто из-за страхов и низкой самооценки ребенок боится проявить свои знания. Это часто связано с нарушением порядка в семейной системе. Например, когда бабушка замещает роль матери и своей гиперопекой подавляет инициативу ребенка, роняя авторитет матери. Восстановление порядка в семейной системе дает положительные результаты.

Повышенная агрессивность часто имеет место в неполных семьях, где ребенка, как правило мальчика, воспитывают женщины. Агрессивным поведением ребенок «сохраняет себе отца», демонстрируя свою принадлежность мужскому роду. Все эти тенденции можно корректировать методом семейной расстановки. Восстановление порядка в семье: у каждого, кто принадлежит системе, есть свое «хорошее место». Сначала это родители: отец и мать, даже если они фактически в разводе, в сознании ребенка они всегда остаются парой. Только в этом случае ребенок может брать силу от обоих и нормально развиваться. Потом идут братья и сестры — преимуществом обладают старшие перед младшими. Этот порядок очень важен в воспитании ребенка, тогда у него формируются границы, в рамках которых он растет и развивается. Ребенок становится более структурированным и, как следствие, более защищенным.

В системном подходе и методе семейной расстановки звучит идея объединения, единого поля, в данном случае — семьи и школы. Это очень важно для школьника, чтобы он не чувствовал контраста: семья одно, а школа совсем другое. Школа — это та же семья, в ней действуют те же порядки, есть структура и свои границы. Способность объединяться с «большим» поможет ребенку быть более адаптированным в социальных процессах.

Преимущества метода:

— краткосрочность, заменяет приблизительно десять сеансов индивидуальной терапии;

— наглядность, происходящие во время расстановки процессы позволяют иначе увидеть и оценить прошлое семьи и то влияние, которое оно оказывает на нас в настоящем;

— клиент не участвует в расстановке, он наблюдает, как разворачивается процесс и оживает история его семьи; это помогает ему увидеть нынешнюю ситуацию под другим углом зрения;

— клиенту ничего не навязывается извне — он видит ровно столько, сколько готов увидеть и принять; иногда клиент не выдерживает и закрывается, психолог с этим тоже соглашается и останавливает расстановку;

— в результате распутывания переплетений наступает ясность в сознании клиента и появляется энергия для решения новых задач.

Слабые стороны метода:

— необходимо долго обучаться и вырабатывать особый феноменологический взгляд, чтобы видеть суть происходящего и не уходить в частности и интерпретации;

— это метод групповой терапии, и людям с повышенной сензитивностью бывает трудно решиться в нем участвовать;

— часто проникновение в глубь души связано с болью, ее надо суметь выдержать, но без этого нет духовного роста;

— с тем, что открывается в душе клиента, надо уметь обращаться с любовью и уважением; в школе лучше ограничиться ритуалами и динамикой принятия родителей такими, какие они есть.

В заключение хочется сказать, что метод семейной расстановки напоминает течение самой жизни. Фрагмент озаряется светом настоящего и уходит в прошлое. Перефразируя известного математика, можно сказать, что «расстановки уже затем следует делать, что они душу в порядок приводят». Но в то же время системная семейная расстановка – это своеобразная «хирургия души», вскрытие архетипов, дремлющих в коллективном бессознательном и оказывающих влияние на нашу психическую и физическую жизнь. Чтобы не причинить человеку вреда, метод могут использовать только психологи, прошедшие специальное обучение.

Нелли ФИЛОНЕНКО,

психолог,

Институт консультирования

и системных решений,

г. Москва

 

Нравится
Каталог расстановщиков Выберите город
Сейчас в каталоге: 943 расстановщиков, предлагающие 4751 тренингов и семинаров
Подписка на новости и статьи
Товар недели
Ян Якоб Стам и Барбара ХогенбомВ потоке против течения. Системное лидерство 1850

Сбор новостей

RSS-материал
Выберите страну и город:
 Подождите...
Страна:
Регион:
Город:
Ваш город (), верно?
Да, верно Нет, выбрать город Без выбора города