Global site tag (gtag.js) - Google Analytics
Портал «Расстановщик»
Для города:
Выберите город

Носишь ли ты мамины ботинки?

 

НОСИШЬ ЛИ ТЫ МАМИНЫ БОТИНКИ?

В самом центре мертвого города я остановилась, чтобы завязать шнурки на ботинках. Это не мои ботинки, а ботинки моей матери: точнее матери моей матери. Их берегли, как фамильную драгоценность, и скрывали, как постыдные письма.

Анна Сенстон

Ребенок проходит несколько фаз разви­тbя и становления. С точки зрения системной психологии ребенок сначала находится в зоне влияния матери, затем переходит в зону влияния отца. Мальчики остаются а зоне влияния отца, а девочки, получив ресурс от отца, возвращаются к матери. Это в идеале, так как должно бьпъ, если семья полная и между родителями нет глубокого конфликта. Когда отец отсутствует и мать пере­полнена обидой и гневом, дочь так и остается а зоне влияния матери и всей материнской системы, унаследовав от матери целый комплекс негативных чувств в отношении мужчин: нена­висть, гнев, обиду, ревность. И часто за этим стоит травма потери. То есть в каком-то из поколений женщина теряла мужчину: мужа или любимого. Причины могут бьпъ разные: развод уход к дру­гой женщине, гибель на войне или при других обстоятельствах, внезапная смерть. Для души причина не имеет значения. Душа закрывается от причиненной ей боли, и близкие отношения с мужчиной кажутся небезопасными.

Многие женщины, с сильным материнским влиянием, повторяют жизнь своей матери. Выходят замуж во столько же лет, как их матери, имеют столько же детей, выбирают такую же профессию, готовят «как мама» и так же воспи­тывают детей. Такое воспроизведение поведен­ческого стиля матери мешает процессу индивидуации дочери. (Индивидуация — понятие, введенное щвейцарским психоаналитиком Карлом Густавом Юнгом, — движение чело­века к своему осуществлению, к своему истоку, к своей сущности, к самому себе.) Дочь сталки­вается с задачей поиска собственной женской идентичности. Дочь часто не может осознать своих отличий от матери и воспринимает себя как продолжение матери. Особенно сильно чув­ствуется слияние с матерью после ее физиче­ской смерти, дочь больше не можете ней иден­тифицироваться. Дочь сталкивается с поиском своего «Я». Кто она? Каковы ее потребности, ценности, цели? Она ищет собственные формы самовыражения. При жизни матери психологи­ческое слияние с ней может и не осознаваться, но после физической утраты все подавленные материнские чувства «наводняют» созна­ние дочери, и с этим не так легко справиться, интегрировать и «разложить по полочкам»: что является истинным, относящимся к сегод­няшнему дню и к ней самой, а с чем можно с благодарностью попрощаться. Женщинам больше, чем мужчинам, присуща тенденция идентификации со своим полом. Из-за своей сильной склонности к идентификации они злос­ловят за спиной другу друга. Не осознавая свою собственную личность, женщины сплетничают и критикуют, чтобы отличаться друг от друга. Проблема отделения от матери и творение своей идентичности стоит остро перед женщи­ной. Шагам отделения от матери может быть движение к отцу. Если у женщины происходят нарушения во взаимоотношениях с отцом, это всегда риск формирования зависимого пове­дения. Русские народные сказки «Василиса», «Золушка», «Морозно» рисуют наиболее благо­получную судьбу дочери, в жизни которой при­сутствует отец. (Но еще в дополнение есть пози­тивная эмоциональная связь с матерью, даже если ее уже нет в живых.) В том случае, когда отец исключен (фактически он не представлен), связь с матерью тоже нарушается. Матери ста­новится «слишком много», и ребенок злится, во-первых, за то, что мать лишила ребенка отца. Во-вторых, на ребенка может смещаться злость матери на отца или отца на мать, и ребе­нок эти смещенные чувства может принимать за свои. Ребенок растет в эмоциональном хаосе, не в состоянии отличить свои чувства от чужих. Мать, как мы видим в выше упомянутых сказках, пытается компенсировать роль исключенного отца, за счет сверхопеки своих дочерей, смещая негативные эмоции на второго мужа и прием­ного ребенка. Это один из путей формирова­ния «зависимого поведения, а впоследствии, возможно, и зависимого поведения для род­ных дочерей. Динамика трансгенерационной травмы вытягивает человека из реальности, погружая в мир мрака, безысходности и тем­ноты. (Трансгенерационная травма — перехо­дящая из поколения в поколение. Например: исключение отцов на протяжение несколь­ких поколений.) Необходимо усилие воли, чтобы выбраться и восстановить связь с собой и с реальностью.

Задержка в симбиотических отношениях с матерью ведет к стиранию своего лица, чре­вато потерей себя и, как следствие, становится возможным развитие зависимого поведения. Личности нет, нет целей и задач. Одна пациентка рассказывала, что она достала свадебное пла­тье (со дня свадьбы прошло уже тридцать лет совместной жизни с мужем) и была крайне удивлена, просто поражена, что фасон платья полно­стью повторял платья ее матери, которой к тому времени уже не было в живых. Раньше она это совершенно не осознавала. И вместе с фасо­ном платья она повторила взаимоотношения с мужчинами, практически не добавив ничего своего. Пройдя курс психотерапии, она пришла к лучшему осознанию себя, своих потребностей, поведенческих моделей и могла изменить свою жизнь в соответствии со своей идентичностью.

Нам даны испытания, преодолевая их, мы становимся сильнее, поднимаемся вверх к Богу, к Духу, к самим себе. Не преодолевая, мы спуска­емся вниз, к более низким вибрациям, и через какое-то время те же испытания возникают вновь, но уже в более усложненном варианте. Иногда через плохое, мы приходим к хорошему в себе и, как следствие, к хорошему в своей жизни.

Психоантропология (учение о человеке, о его скрытых возможностях и ресурсах и его взаимо­действии с Вселенной) выделяет пять уровней зрелости.

Младенец. Примерный возраст, от рождения до шести месяцев. Мировоззрение: «я» и «не я», дружественно или недружественно. Способ­ности: беспомощность. Полностью нуждается в заботе и внимании. Деятельность: исследова­ние «я» и «не я» — в непосредственной бли­зости. Направленность внимания: выживание. Требование пищи, тепла, заботы, внимания, без­опасности. Ценности: отсутствуют.

Малыш. Примерный возраст: от шести меся­цев до четырех лет. Мировоззрение: «я», «дру­гие мои», «не мои». Способности: манипуляция предметами, изучение авторитета ближнего окружения. Нуждается в постоянном руковод­стве и поддержке взрослых людей. Способность исследовать окружающее пространство в его непосредственной близости.

Деятельность: копирование и подража­ние родителям и ближним, обучение речи, игра ао взрослых. Малыш проверяет на проч­ность правила и нормы, внушаемые родите­лями. В домашней обстановке ищет комфорта и безопасности.

Направленность внимания: изучение правил поведения, проверка их на прочность. Проверка собственной независимости и авторитета каж­дого из окружающих.

Ценности: собственное представление о ценностях отсутствует. Идет набор системы ценностей, которые определяют авторитеты (родители) — услышал, проверил, запомнил. («Не трогай утюг, он горячий — обожжешься». «Мальчики не плачут».)

Подросток. Примерный возраст: от 5 до 12 лет. Мировоззрение: «я», «ты», «я собира­юсь тебя победить».

Способности: подросток способен пускаться в самостоятельные путешествия, где его сопро­вождает минимум надзора и руководства со сто­роны родителей. Подросток крепнет, набирает силу, торопится меряться своими способно­стями со сверстниками. Появилась способность мыслить абстрактно. Подросток обучается использовать ложь. Деятельность: демонстра­ция своих способностей. Подростки стремятся что-то делать своими руками, играть на музы­кальных инструментах, петь, соревноваться. Он обращает внимание на то, какие вещи у его товарищей, лучше или хуже, чем у него. Направ­ленность внимания: распространение своего влияния на все, что его окружает. Подросток стремится к соревнованию, к конкуренции.

Ценности: формирование собственной системы ценностей.

Юноша. Примерный возраст: от 12 до 24 (иногда от 32) лет. Мировоззрение: «я» и «ты». «Я знаю, что ты чувствуешь». «Я знаю, какие чувства ты испытываешь ко мне». «Жизнь стала более сложной, и у меня миллион вопро­сов». «Я чувствую, что меня не понимают». «Я не понимаю себя». Идеализирование, пере­оценка или недооценка себя и окружающих.

Способности: появляется личная ответствен­ность за результат деятельности.

Деятельность: направлена на дальнейшее физическое и интеллектуальное развитие, твор­ческое самовыражение. Экспериментирование и удовлетворение собственного любопытства. Направленность внимания: на осознание своей индивидуальности в плане сексуального разви­тия, на развитие экспрессивности, на развитие чувственной сферы и синхронизацию ее с раци­ональным мышлением. Ценности: проверка и соперничество с окружающими авторитетами, испытания себя. Природа и окружающая среда, споры и способы аргументирования, отношения со сверстниками, сексуальность, новые идеи. Искусство, досуг, музыка, философия.

Взрослый. Примерный возраст: от 24 (иногда от32) до 72 лет. Мировоззрение: «я», «ты» и «мы оба—часть чего-то большего». «Живи сам и дай жить другому». «То, что я создаю, то я и получаю со сдвигом во времени». «В каждой ситуации есть что-то поучительное». Акцент перенесен с «деятельности» на «бытие».

Способности: Взрослый способен воспри­нимать картину мира целиком. Взрослый чело­век научился воспринимать жизненные уроки и разрешать жизненные ситуации, он полагается на свои творческие способности и легко приспо­сабливает вынесенные из книг правила к слож­ным жизненным ситуациям. Взрослый больше верит духу закона, чем букве.

Деятельность: по душе и по совести.

Направленность внимания: на развитие лич­ности, своего духа, и внесение своего вклада в общество. Когда что-то не ладится, взрослый человек склонен брать ответственность за про­исходящее на себя и ищет возможность испра­вить положение.

Ценности: больше ценит свою сущность, нежели внешний лоск.

Когда человек застревает в одном из воз­растных периодов, при стрессовых ситуациях он может регрессировать в состояние «внутреннего ребенка» и хуже справляться с возложенными на него задачами. Своевременное обращение к психологической помощи поможет скоррек­тировать внутренние процессы и сделать шаг к своей сущности.

Н.С. Филоненко

семейный психотерапевт ГБУЗ «МНПЦ наркологии ДЗМ»

 

Нравится
Каталог расстановщиков Выберите город
Сейчас в каталоге: 867 расстановщиков, предлагающие 4522 тренингов и семинаров
Подписка на новости и статьи
Товар недели

Сбор новостей

RSS-материал
Выберите страну и город:
 Подождите...
Страна:
Регион:
Город:
Ваш город (), верно?
Да, верно Нет, выбрать город Без выбора города