Носишь ли ты мамины ботинки?
НОСИШЬ ЛИ ТЫ МАМИНЫ БОТИНКИ?
В самом центре мертвого города я остановилась, чтобы завязать шнурки на ботинках. Это не мои ботинки, а ботинки моей матери: точнее матери моей матери. Их берегли, как фамильную драгоценность, и скрывали, как постыдные письма.
Анна Сенстон
Ребенок проходит несколько фаз развитbя и становления. С точки зрения системной психологии ребенок сначала находится в зоне влияния матери, затем переходит в зону влияния отца. Мальчики остаются а зоне влияния отца, а девочки, получив ресурс от отца, возвращаются к матери. Это в идеале, так как должно бьпъ, если семья полная и между родителями нет глубокого конфликта. Когда отец отсутствует и мать переполнена обидой и гневом, дочь так и остается а зоне влияния матери и всей материнской системы, унаследовав от матери целый комплекс негативных чувств в отношении мужчин: ненависть, гнев, обиду, ревность. И часто за этим стоит травма потери. То есть в каком-то из поколений женщина теряла мужчину: мужа или любимого. Причины могут бьпъ разные: развод уход к другой женщине, гибель на войне или при других обстоятельствах, внезапная смерть. Для души причина не имеет значения. Душа закрывается от причиненной ей боли, и близкие отношения с мужчиной кажутся небезопасными.
Многие женщины, с сильным материнским влиянием, повторяют жизнь своей матери. Выходят замуж во столько же лет, как их матери, имеют столько же детей, выбирают такую же профессию, готовят «как мама» и так же воспитывают детей. Такое воспроизведение поведенческого стиля матери мешает процессу индивидуации дочери. (Индивидуация — понятие, введенное щвейцарским психоаналитиком Карлом Густавом Юнгом, — движение человека к своему осуществлению, к своему истоку, к своей сущности, к самому себе.) Дочь сталкивается с задачей поиска собственной женской идентичности. Дочь часто не может осознать своих отличий от матери и воспринимает себя как продолжение матери. Особенно сильно чувствуется слияние с матерью после ее физической смерти, дочь больше не можете ней идентифицироваться. Дочь сталкивается с поиском своего «Я». Кто она? Каковы ее потребности, ценности, цели? Она ищет собственные формы самовыражения. При жизни матери психологическое слияние с ней может и не осознаваться, но после физической утраты все подавленные материнские чувства «наводняют» сознание дочери, и с этим не так легко справиться, интегрировать и «разложить по полочкам»: что является истинным, относящимся к сегодняшнему дню и к ней самой, а с чем можно с благодарностью попрощаться. Женщинам больше, чем мужчинам, присуща тенденция идентификации со своим полом. Из-за своей сильной склонности к идентификации они злословят за спиной другу друга. Не осознавая свою собственную личность, женщины сплетничают и критикуют, чтобы отличаться друг от друга. Проблема отделения от матери и творение своей идентичности стоит остро перед женщиной. Шагам отделения от матери может быть движение к отцу. Если у женщины происходят нарушения во взаимоотношениях с отцом, это всегда риск формирования зависимого поведения. Русские народные сказки «Василиса», «Золушка», «Морозно» рисуют наиболее благополучную судьбу дочери, в жизни которой присутствует отец. (Но еще в дополнение есть позитивная эмоциональная связь с матерью, даже если ее уже нет в живых.) В том случае, когда отец исключен (фактически он не представлен), связь с матерью тоже нарушается. Матери становится «слишком много», и ребенок злится, во-первых, за то, что мать лишила ребенка отца. Во-вторых, на ребенка может смещаться злость матери на отца или отца на мать, и ребенок эти смещенные чувства может принимать за свои. Ребенок растет в эмоциональном хаосе, не в состоянии отличить свои чувства от чужих. Мать, как мы видим в выше упомянутых сказках, пытается компенсировать роль исключенного отца, за счет сверхопеки своих дочерей, смещая негативные эмоции на второго мужа и приемного ребенка. Это один из путей формирования «зависимого поведения, а впоследствии, возможно, и зависимого поведения для родных дочерей. Динамика трансгенерационной травмы вытягивает человека из реальности, погружая в мир мрака, безысходности и темноты. (Трансгенерационная травма — переходящая из поколения в поколение. Например: исключение отцов на протяжение нескольких поколений.) Необходимо усилие воли, чтобы выбраться и восстановить связь с собой и с реальностью.
Задержка в симбиотических отношениях с матерью ведет к стиранию своего лица, чревато потерей себя и, как следствие, становится возможным развитие зависимого поведения. Личности нет, нет целей и задач. Одна пациентка рассказывала, что она достала свадебное платье (со дня свадьбы прошло уже тридцать лет совместной жизни с мужем) и была крайне удивлена, просто поражена, что фасон платья полностью повторял платья ее матери, которой к тому времени уже не было в живых. Раньше она это совершенно не осознавала. И вместе с фасоном платья она повторила взаимоотношения с мужчинами, практически не добавив ничего своего. Пройдя курс психотерапии, она пришла к лучшему осознанию себя, своих потребностей, поведенческих моделей и могла изменить свою жизнь в соответствии со своей идентичностью.
Нам даны испытания, преодолевая их, мы становимся сильнее, поднимаемся вверх к Богу, к Духу, к самим себе. Не преодолевая, мы спускаемся вниз, к более низким вибрациям, и через какое-то время те же испытания возникают вновь, но уже в более усложненном варианте. Иногда через плохое, мы приходим к хорошему в себе и, как следствие, к хорошему в своей жизни.
Психоантропология (учение о человеке, о его скрытых возможностях и ресурсах и его взаимодействии с Вселенной) выделяет пять уровней зрелости.
Младенец. Примерный возраст, от рождения до шести месяцев. Мировоззрение: «я» и «не я», дружественно или недружественно. Способности: беспомощность. Полностью нуждается в заботе и внимании. Деятельность: исследование «я» и «не я» — в непосредственной близости. Направленность внимания: выживание. Требование пищи, тепла, заботы, внимания, безопасности. Ценности: отсутствуют.
Малыш. Примерный возраст: от шести месяцев до четырех лет. Мировоззрение: «я», «другие мои», «не мои». Способности: манипуляция предметами, изучение авторитета ближнего окружения. Нуждается в постоянном руководстве и поддержке взрослых людей. Способность исследовать окружающее пространство в его непосредственной близости.
Деятельность: копирование и подражание родителям и ближним, обучение речи, игра ао взрослых. Малыш проверяет на прочность правила и нормы, внушаемые родителями. В домашней обстановке ищет комфорта и безопасности.
Направленность внимания: изучение правил поведения, проверка их на прочность. Проверка собственной независимости и авторитета каждого из окружающих.
Ценности: собственное представление о ценностях отсутствует. Идет набор системы ценностей, которые определяют авторитеты (родители) — услышал, проверил, запомнил. («Не трогай утюг, он горячий — обожжешься». «Мальчики не плачут».)
Подросток. Примерный возраст: от 5 до 12 лет. Мировоззрение: «я», «ты», «я собираюсь тебя победить».
Способности: подросток способен пускаться в самостоятельные путешествия, где его сопровождает минимум надзора и руководства со стороны родителей. Подросток крепнет, набирает силу, торопится меряться своими способностями со сверстниками. Появилась способность мыслить абстрактно. Подросток обучается использовать ложь. Деятельность: демонстрация своих способностей. Подростки стремятся что-то делать своими руками, играть на музыкальных инструментах, петь, соревноваться. Он обращает внимание на то, какие вещи у его товарищей, лучше или хуже, чем у него. Направленность внимания: распространение своего влияния на все, что его окружает. Подросток стремится к соревнованию, к конкуренции.
Ценности: формирование собственной системы ценностей.
Юноша. Примерный возраст: от 12 до 24 (иногда от 32) лет. Мировоззрение: «я» и «ты». «Я знаю, что ты чувствуешь». «Я знаю, какие чувства ты испытываешь ко мне». «Жизнь стала более сложной, и у меня миллион вопросов». «Я чувствую, что меня не понимают». «Я не понимаю себя». Идеализирование, переоценка или недооценка себя и окружающих.
Способности: появляется личная ответственность за результат деятельности.
Деятельность: направлена на дальнейшее физическое и интеллектуальное развитие, творческое самовыражение. Экспериментирование и удовлетворение собственного любопытства. Направленность внимания: на осознание своей индивидуальности в плане сексуального развития, на развитие экспрессивности, на развитие чувственной сферы и синхронизацию ее с рациональным мышлением. Ценности: проверка и соперничество с окружающими авторитетами, испытания себя. Природа и окружающая среда, споры и способы аргументирования, отношения со сверстниками, сексуальность, новые идеи. Искусство, досуг, музыка, философия.
Взрослый. Примерный возраст: от 24 (иногда от32) до 72 лет. Мировоззрение: «я», «ты» и «мы оба—часть чего-то большего». «Живи сам и дай жить другому». «То, что я создаю, то я и получаю со сдвигом во времени». «В каждой ситуации есть что-то поучительное». Акцент перенесен с «деятельности» на «бытие».
Способности: Взрослый способен воспринимать картину мира целиком. Взрослый человек научился воспринимать жизненные уроки и разрешать жизненные ситуации, он полагается на свои творческие способности и легко приспосабливает вынесенные из книг правила к сложным жизненным ситуациям. Взрослый больше верит духу закона, чем букве.
Деятельность: по душе и по совести.
Направленность внимания: на развитие личности, своего духа, и внесение своего вклада в общество. Когда что-то не ладится, взрослый человек склонен брать ответственность за происходящее на себя и ищет возможность исправить положение.
Ценности: больше ценит свою сущность, нежели внешний лоск.
Когда человек застревает в одном из возрастных периодов, при стрессовых ситуациях он может регрессировать в состояние «внутреннего ребенка» и хуже справляться с возложенными на него задачами. Своевременное обращение к психологической помощи поможет скорректировать внутренние процессы и сделать шаг к своей сущности.
Н.С. Филоненко
семейный психотерапевт ГБУЗ «МНПЦ наркологии ДЗМ»