МАТЬ ДЛЯ МЛАДЕНЦА, РЕБЕНКА, ПОДРОСТКА
Невозможно переоценить значение диады ребенок — мама в жизни каждого человека. Английский психиатр Джон Боулби (1907-1990) разработал теорию привязанностей, доказал огромное значение привязанностей для душевного здоровья личности. Дж.Боулби пишет, что опыт ребенка в общении с отцом и матерью в течение первых лет жизни определяет его последующую жизнь. Родители для ребенка есть и остаются самыми важными людьми на земле, он ориентируется и должен ориентироваться на них.
Эмоциональная привязанность формирует принадлежность. Чувство принадлежности связано с правом на жизнь и с возможностью выживания. В случае если ребенок не принадлежит семье, если семья его отвергает, он становиться не жизнеспособным. Из этого следует: чтобы принадлежать, чтобы быть принятым ребенок готов на все. Как это ни парадоксально звучит, он готов отказаться от себя и от своей жизни, только бы быть принятым своей семьей и в первую очередь своей мамой.
БЕРЕЖЕМ МАТЬ — БЕРЕЖЕМ РЕБЕНКА
Ребенок в раннем возрасте отказывается от своих потребностей, от ощущения себя, от своих чувств, только бы мама смотрела на него с любовью. «Любовь ребенка к матери течет всегда, а матери к ребенку, только если она не травмирована» (Франц Рупперт). Раннее нарушение привязанности не может не сказаться на структуре личности и на поведение в дальнейшем. В этот ранний возрастной период может быть заложена предпосылка для аддикции, как способе решения внутреннего конфликта и возможности справиться с сильными негативными эмоциями в более взрослом возрасте. Положительным в этот период будет, если родители дадут почувствовать своему ребенку, что у него есть безопасное место рядом с ними и научат его справляться с отрицательными эмоциями, принимая и успокаивая его при помощи слов и физического контакта.
ВМЕСТЕ, НО ОТДЕЛЬНО
Подростковый период — это следующий важный этап в формировании личности. Процессы, которые происходят, носят более осознанный характер. Ребенок-подросток формирует свое «я», формирует свои границы и делает попытки психологического отделения от родителей. Подросток бунтует и протестует, критикует и низвергает все родительские ценности. Когда ребенок совсем маленький и отделяется от родителей физически, начиная ходить, важно дать почувствовать ему, что родители всегда рядом и в любой момент они могут придти на помощь. Так формируется базовое чувство безопасности. Но в подростковом возрасте важно показать ребенку, что вы уважаете его границы и соглашаетесь с тем, что он взрослеет, но при этом душевная связь и любовь остаются. Подростку следует дать пространство для выражения себя и своих эмоций, часто негативных. Это естественный процесс отделения и с ним необходимо соглашаться. Чем больше вложено в ребенка, чем сильнее связь, тем сильнее будет протест и интенсивнее выражение злости и гнева. Эти эмоции необходимы для здорового отделения и увеличения дистанции в сторону независимости и самостоятельности. В этом возрасте будут проявляться более выражено системные динамики, которые формируются вследствие нарушения системных законов или порядков.
СУЩЕСТВУЕТ ТРИ ОСНОВНЫХ ЗАКОНА ИЛИ ПОРЯДКА.
Право на принадлежность.
Каждый член системы имеет равное право на принадлежность. Никто не хуже, никто не лучше. Для этого порядка все равны. К системе относятся родители, их предыдущие значимые партнеры, дети, сводные дети, а также нерожденные дети и рано умершие. Дедушки и бабушки и их партнеры, в случае если было несколько браков, их дети, родные и сводные братья и сестры. Когда в системе существует много исключенных — это является предпосылкой для возникновения тяжелых зависимостей. Чем полнее представлена система, тем больше вероятности, что дети будут здоровые и радостные.
Закон иерархии.
Раннее пришедший член системы имеет преимущество перед вошедшим в систему позже. Старший брат имеет преимущество перед младшим, первая жена имеет преимущества перед второй. В этом порядке речь идет об уважении. В случае если женщина выходит замуж за разведенного мужчину, ей надо помнить о первой жене. Уважительно о ней говорить и думать. Это будет помогать гармонично выстраивать отношения с детьми и мужем.
Закон баланса между «давать—брать».
Этот закон наиболее наглядно проявляется в партнерских отношениях Супруги обмениваются друг с другом чув ствами, знаками внимания, подарками обязанностями. Если этот обмен равно ценный, отношения развиваются гармонично. Но если один партнер только дает, а второй только берет, баланс нарушается и отношения портятся. Искренняя благодарность тоже компенсирует баланс. Баланс «давать-брать» не распространяется на детско-родительские отношения. Родители всегда дают, а дети берут и потом отдают своим детям.
Несоблюдение этих порядков приводит к нарушениям в системе и, как следствие, к ухудшению здоровья.
ОТДЕЛЬНО, НО НЕ ВРОЗЬ
Важно понимать, если ребенок-подросток начинает принимать наркотики, курить, злоупотреблять алкоголем, это не с ним что-то не так, это что-то не так с самой системой, с семьей. Ребенку-подростку приходится нести в себе все неотреагированные конфликты родителей, а иногда это идет еще дальше из прошлого, из поколения бабушек и дедушек. Часто ребенок не справляется с чувствами, которые его наполняют. Когда в России были семьи с большим количеством детей, детям было легче. «Багаж» из предыдущих поколений распределялся между детьми, не всегда поровну, но тем не менее. И, конечно, очень важно учитывать, что в рождении ребенка принимают участие оба родителя и мать и отец. Это баланс энергий. В том случае когда мать плохо говорит об отце ребенка, ограничивает общение с ним (может быть, у нее на это и есть причины), но с системной точки зрения у ребенка есть большой шанс повторить поведение и судьбу исключенного родителя. Негативные чувства чувства, которые мать испытывает к мужу, может почувствовать сын и в большой степени вероятности направит их на свою мать.
ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ:
Женщина, 37 лет, пришла на консультацию со своим 15 летним сыном. Сын поступил в колледж, хорошо учится, но у него стали появляться состояния усталости и бессилия. Он начал употреблять алкоголь. Во время работы выяснилось, что женщина не довольна своим мужем. Он на иного лет ее старше и социально не смог оправдать ожидания женщины. Женщина свои нереализованные желания направила на сына, ожидая от него больших успехов. Как и любому ребенку, ему важно не разочаровывать мать, и повышенные ожидания матери становятся для него непереносимым грузом. Чтобы снять напряжение, он обращается к алкоголю. Во время консультации удалось разъединить ожидания направленные на мужа и чувства к сыну. Напряжение упало. Сын почувствовал себя намного лучше.
На консультацию пришла мама с 14 — летней дочерью, с жалобами на то, что дочь проводит много времени за компьютером. На консультации выяснилось, что мать сама находится в сии-биотической зависимости со своей матерью, и эмоционально она больше связана с матерью, чем с дочерью. Родители развелись, когда девочке было 5 лет. Мама не хочет говорить об отце дочери. Дочь живет в эмоциональном вакууме. После прояснения ситуации, проговаривания чувств и восстановления связей ситуация изменилась. Дочь стала больше общаться со сверстниками. Познакомилась с мальчиком, с которым были общие интересы, и им нравилось проводить время вместе.
Женщина пришла на консультацию со старшей дочерью, хотя речь шла о младшей 12- летней девочке. Девочка много времени проводила вне дома, а когда появлялась, вела себя вызывающе, агрессивно. Было потрачено много времени прежде, чем мать смогла освободить и выразить любовь, которую она испытывала к дочери. Несмотря на то, что на консультации дочь не присутствовала, изменения произошли. Дочь стала чаще находиться дома и перестала предъявлять бесконечные претензии матери.
Н.С. Филонемко
медицинский психолог