КАК ВЫРАСТИТЬ СЧАСТЛИВЫХ
Ранний детский опыт трудно переоценить. В младенчестве вся наша жизнь зависит от общения с мамой. Если маме хорошо, то и ребенку хорошо, мама радуется — и ребенок радостный и довольный, «... что отягощает мать, чего ей недостает, называется и на ребенке, недостает и ему : самого начала. Если муж, мать и прочие родственники не помогают женщине, ей триходиться терпеть большие нагрузки л стресс...» (Франц Руплерт).
Английский психиатр и психотерапевт Цжон Боулби (1907-1990) исследовал феномен привязанности. В его эксперименте участвовало сорок четыре вора ибездомные дети. И он пришел к выводу, чтовсе люди, страдающие девиантныным и аддиктивным поведением, имели раннее нарушение привязанности. Еще в раннем детстве они были разлучены с матерью ине имели прочной связи с первичными референтными лицами.
ВОСПИТАНИЕ СЕРДЦА
Теория привязанностей нашла отклик в среде научного психотерапевтического сообщества середины прошлого века.
Сотрудница Джона Боулби, Мари Эйнсворт проводила эксперимент под названием «Незнакомая ситуация». По результатам исследования Мари Эйнсворт различает четыре типа привязанности:
-
дети с прочной привязанностью,
-
с амбивалентно-непрочной,
-
с непрочно-избегающей
-
и с дезорганизованной привязанностью. Дети с прочной привязанностью сохраняют контакт с матерью во время и после стрессогенной ситуации, например, когда мать уходит или возвращается. Эти дети легко выражают свои чувства, и их чувства всегда адекватны ситуации. Они плачут и протестуют, если мать уходит, и радуются и стремятся к близости и телесному контакту, когда мать возвращается.
Дети с амбивалентно-непрочной привязанностью одновременно стремятся к контакту и сопротивляются ему. Ребенку уже известна боль расставания с мамой, и он не может решить, что для него безопаснее — близость или дистанция. У детей с этим типом привязанности много амбивалентных чувств, любви и ненависти одновременно.
Дети с непрочно-избегающей привязанностью избегают близости с матерью, отворачиваются от нее и не выражают никаких чувств. Они отрезали себя от чувств, чтобы не было больно, и ушли в себя.
Дети с дезорганизованной привязанностью могут бежать к матери, потом резко развернуться, замереть или убежать прочь. Уже в возрасте 6-12 месяцев формируется определенный тип привязанности. Типы привязанности распространяются и на отношения с отцом.
ПРОЕКЦИЯ ИЗ ДЕТСТВА
Паттерны привязанности сохраняются и распространяются в дальнейшем и на отношения с друзьями, коллегами, партнерами и собственными детьми. Например, для девочки с амбивалентно-непрочной привязанностью, когда она вырастет, будет сложно формировать прочную привязанность со своим мужем. Даже если муж будет испытывать к ней любовь и нежные чувства, она может не доверять и сохранять дистанцию, боясь испытать боль. Мужчины и женщины с непрочно-избегающей привязанностью будут демонстрировать отсутствие чувств или проявлять бурные эмоции, не соответствующие данной ситуации. Им будет сложно выносить проявления чувств близких им людей. Для них это будет слишком, так как в них самих много невыраженного. Дети с дезорганизованной привязанностью составляют группу риска для проявления аддиктивного и девиантного поведения. В их детстве было много тяжелого, и они отрезаны от основного ресурса, от своей матери. Самые счастливые, успешные и ресурсные — люди с прочной привязанностью, у них сформирована хорошая прочная связь с матерью, и в случае стресса им есть на что опереться. Они легко и с благодарностью принимают все, что к ним приходит.
И если мы говорим о ресурсах, то за этой темой стоит умение брать, получать, то есть — открытость и благодарность.
В ПОИСКАХ РЕСУРСА
Бывает так, что в родительской системе матери много тяжелого, и она сама истощена. В этом случае сложно от нее что-то получить. Если мать отягощена тяжелой семейной историей, за ресурсом можно обратиться к отцу. Иногда рядом с отцом намного надежнее и комфортнее. Но здесь есть один момент, к отцу нас пускает наша мама. В этом заключается могущество женщины: она может отпустить своего ребенка или оставить его возле себя. Когда женщина говорит: «Иди к отцу, он хороший и рядом с ним тебе будет безопасно», то этом случае ребенок идет к отцу, не испытывая вины и угрызений совести. Еще один путь не истощаться эмоционально — это отказаться or желания получить что-то там, где получить невозможно. Немецкий врач Штефан Хаузнер называет это «отказаться от детской тоски». И это тоже является шагом к исцелению и более ресурсному состоянию.
ПРЕРВАННОЕ ДВИЖЕНИЕ
Немецкий философ, ученый, психолог Берт Хеллингер применил термин «прерванное движение любви», когда речь идет о ранней разлуке ребенка с матерью. Например, когда ребенка рано отдали в сад или отправили к бабушке, или ребенок попадает в больницу. Связь между ребенком и матерью прерывается, и душа ребенка закрывается. В отношениях между матерью и ребенком возникает напряжение, которое с годами возрастает. За этим напряжением стоит много невыраженных эмоций, таких как обида, вина, стыд, гнев, злость. В системной психологии это называется вторичными чувствами, то есть чувства, которые относятся к ситуации в прошлом, но эти чувства имеют тенденцию «возвращаться» и проигрываться вновь и вновь, не принося облегчения, не меняя накала напряжения и водя человека по кругу, из которого, казалось бы, нет выхода. У людей склонных к аддикции, в их семейных системах, можно заметить прерванную связь с матерью не в одном поколение. Сложно даже представить, сколько невыраженных чувств накоплено в человеке в таком случае.
Для того чтобы иметь в своей жизни хороший ресурс, радость и оптимизм необходимо открыться для жизни, подготовить для этого свое тело, постараться отпустить все негативное, претензии, обиды, раздражение и поблагодарить от всего сердца за то, что мы получили. Ведь даже с этим мы смогли вырасти и стать теми, кто мы есть на сегодняшний день.
Н.С.Филоненко медицинский психолог