Когда богини зовут
Быть привлекательной, манящей, разной — естественная потребность женщины, даже если на словах она отрицает свою феминность. Чары глубинной женственности мерцают через самую замысловатую броню защит и отрицаний.
Под женственностью нужно понимать не только тот популярный кондитерский набор качеств, который удобен для приготовления социумного десерта по имени Женщина с Большой Буквы, как, например, жертвенность, покладистость, лёгкость, но и те аспекты её натуры, которые принято старательно скрывать, но которые позволяют той Женщине выживать в самых сложных обстоятельствах — силу духа, быстроту ума, лёгкость мимикрии, скорость адаптации. Вероятно, лучшим словом было бы "женскость", как позволяющее "женственности" оставаться определением лиричных проявлений женской натуры, и вбирающем в себя все её проявления сразу.
Те, что хорошо описала в своей книге "Бегущая с волками" Кларисса Пинкола Эстес: "Женщины и волчицы родственны по своей природе: они пытливы, наделены огромной выносливостью и физической силой. Им свойственны глубокая интуиция, тщательная забота о потомстве, о своём супруге и о сообществе в целом. Они искусно приспосабливаются к непрерывно меняющимся обстоятельствам, бывают неистовы в своей верности и необычайно отважны. К какой бы культуре ни принадлежала женщина, сочетание слов "первозданная, дикая" и "женщина" ей интуитивно понятно".
Обращаясь к мировому фольклору, она размышляет об Архетипе Первозданной Женщины, существа сложного и многоликого, предстающего то "сотворившей мир ведьмой, и богиней смерти", то "девой, спустившейся в преисподнюю": " Поэтому по-испански я называю её Rio Abajo Rio — "река под рекой", La Mujer Grande — "Великая Женщина", Luz del abismo — "свет из бездны". В Мексике она — La Loba (женщина-волчица) и La Huesera (костяная женщина). По-венгерски её называют О Erdoben ("Та, что в лесах") и Roszomak (Росомаха). У индейцев навахо она носит имя Na'ashje'ii Asdzaa, Женщина-паук, сплетающая судьбы людей и животных, растений и камней. В Гватемале помимо прочих имён используются Humana del Niebla, "Существо из Тумана", Женщина, живущая вечно. Японцы называют её Аматэрасу Омиками, "Таинственные Высшие Силы", порождающие всякий свет и всякое сознание. В Тибете говорят о Дакини, танцующей силе, ясно различимой во всех женщинах. Имена неисчислимы. Она бесконечна".
Линн Эндрюс в своей книге "Женщина-ягуар и мудрость дерева бабочек", в свою очередь, описывает культ Верховной Матери в шаманских традициях индейцев Юкатана: "La Ultima Madre. Это можно перевести как посвящение Верховной Матери. Каждая из этих женщин символизировала кольцо энергии. В древности эта церемония совершалась великими жрицами во имя всех беременных женщин и посвящённых. Её целью было научить их, что представляют собой они сами и их будущие дети. Пройдя посвящение Верховной Матери, они знали, кем были изначально. Они знали, почему они ведут себя так, а не иначе".
Упомянутые женщины изображали четыре ипостаси женской сущности, и принадлежали Югу, Север, Западу и Востоку.
Женщина Востока называется Матерью Радуги, или Шочикецаль, лунная богиня: "Мать Радуги — это энергия поэзии, танца, ткачества и видения. Это богиня брака и прелюбодеяния. Художники влюблены в неё, это их муза. Но в твоём обществе совершенно не понимают её сущности. Твои люди порой даже пытаются убить её или поместить в сумасшедший дом. Твой мир не оказывает поддержки своим писателям и мыслителям, поэтому смотрит на неё как на нечто не от мира сего. Вступив в брак, она не вскармливает своих детей, она их вдохновляет. Рутина губит ее. Она находится на одном из концов стрелы".
Женщина Запада — Безумная Женщина, Иламатекутли: "Она подобна заходящему солнцу. Это была вторая из женщин, завлекавших тебя. Некоторые называют её Женщиной-Людоедом. Она может обратить тебя в камень и лишить всей твоей духовности. У неё нет желания тебя убивать, она стремится только уничтожить все твои таланты и сделать тебя ни к чему не способной".
Женщина Севера, это Кормящая Мать: "Великая Чикомекоатль — бабка богов. Она приносила дары в виде плодов и злаков и вскармливала кукурузного младенца. Талия её была опоясана семью змеями".
Женщина Юга — снова противоположность — Мать Смерти: "Коатликуэ, змеиная богиня. Она может стать орудием твоей смерти. В руках у неё ядовитые змеи, платье её сделано из мёртвых змей".
Как видим, жизнь и смерть, разрушение и созидание считались неразделимыми качествами "женскости" во всех культурах, во все времена. Полагаю, обращение к скандинавским, индийским или славянским источникам, и там позволило бы найти очень схожие представления и описания. Другое дело, что проявлять и осознавать свою натуру целостно, женщинам мало когда дозволялось.
Древние греки наделяли своих многочисленных богинь человеческими чертами характеров, при этом резко ограничивали каждую определёнными задачами и нормами поведения на Олимпе и в мире людей. Великая Богиня у них, словно хрупкая статуя, разбилась на множество осколков-противоречий. Впрочем, именно это детальное разделение, позволило нашей современнице, Джин Шиноде Болен, развивая концепцию Юнга об архетипах, описать базовые женские архетипы, их основные черты мировосприятия и поведения.
В своей книге "Богини в каждой женщине", она взяла за основу семь потенциальных паттернов, или архетипических моделей поведения, — Богинь — "дремлющих в душах всех женщин, однако в каждой конкретной женщине какие-то из этих паттернов пробуждаются, а какие-то — нет". В её классификации они разделились на три группы.
В первую вошли богини-девственницы: Артемида, Афина и Гестия — "воплощение женской независимости. В отличие от других небожителей они не склонны к любви. Эмоциональные привязанности не отвлекают их от того, что они считают важным. Они не страдают от неразделённой любви. Как архетипы, они являются выражением потребности женщин в автономии и сосредоточении на значимых для них целях".
Во вторую — уязвимые богини: Гера, Деметра и Персефона. "Эти три богини представляют традиционные роли жены, матери и дочери. Как архетипы, они ориентированы на взаимоотношения, обеспечивающие переживания целостности и благополучия, иначе говоря, на значимую связь. Они выражают потребность женщин в прочных связях и привязанности. Эти богини подстраиваются к другим и потому уязвимы" — пишет автор.
Особняком у Болен стоит алхимическая богиня Афродита: "Она — единственная, кто подпадает под третью категорию. У неё было много романов и, как их результат, множество отпрысков. Афродита — воплощение эротического притяжения, сладострастия, сексуальности и стремления к новой жизни. Она вступает в любовные связи по собственному выбору и никогда не оказывается в роли жертвы, Таким образом, она сочетает автономность богинь-девственниц и близость в отношениях, свойственную уязвимым богиням".
Модели поведения, свойственные этим типажам, могут проявляться с самого рождения и очень важно, чтобы родители проявили в этот период чуткость и понимание их особенностей — не заставляли пытливую умницу-Афину готовиться к образу жизни хозяюшки-Деметры, а живую, целеустремлёную Артемиду, вести себя, подобно послушной и робкой Персефоне.
В течении жизни эти модели могут, в зависимости от внешних и внутренних обстоятельств, усиливаться одни за счёт других. Например, как описывает Болен, пробуждение Афродиты может повлечь падение влияния Афины, и тогда любовь затмевает значимость профессионального успеха; беспомощность другого человека может властно потребовать от женщины-Артемиды бросить все свои дела и превратит её в заботливую Деметру; супружеская неверность способна обесценить брачные узы Геры, повести её тропой отстранённости и духовных поисков Гестии.
Решение внутренних и внешних конфликтов, спровоцированных путаницей приоритетов у сбитых с толку жизненных ориентиров, "богинь", может стать поводом для посещения психолога или работы на тематической группе. Тут может быть важным не только решить насущный вопрос, но и прийти к осознанию, что нет плохих частей и стратегий, есть травмированные, нуждающиеся в поддержке; либо неактуальные, до этого хорошо выполняющие свою роль, но теперь тормозящие процесс дальнейшего развития. Прекрасным результатом становится наблюдение за проявлениями каждой из архетипических ролей внутри личности, нахождение нового баланса и объединение себя в новую, осознанную целостность.
И совершенно не важно на самом деле, с какими архетипическими образами будет вестись работа — с греческими богинями, типажами Юнга или Великими Матерями из Юкатана — главное, позволить себе, дать себе право на ощущение собственной Первозданности, Гармоничности и Божественной красоты.