Светлана Адрианова
Несколько слов о том, как всё происходит, или описание работы клиентской группы
Расстановки – это метод психологической работы, направленный главным образом на поиск решения в ситуации клиента. Это метод системной работы. То есть, человек, который обратился за помощью в поиске решения, рассматривается как представитель системы, в которую он включен (например, как представитель своей семейной системы), с учетом сложившихся в системе отношений. И с этих позиций осуществляется работа по поиску решения.
Расстановка может проводиться, если есть:
- человек, желающий с ее помощью решить свой вопрос (клиент),
- специалист, обладающий соответствующей теоретической и практической подготовкой, способный провести расстановку (расстановщик),
- другие люди, которые согласны участвовать в работе группы, разделяющие правило конфиденциальности (заместители).
Этапы работы:
- Предварительная беседа, в ходе которой клиент рассказывает о своей ситуации, расстановщик на основе специальных знаний определяет, будет ли целесообразным проведение расстановки в данном случае.
- Выбор заместителей и проведение расстановки. Если принимается решение о целесообразности проведения расстановки, клиент, следуя объяснениям расстановщика, выбирает из участников группы заместителей на определенные роли (роли определяются в зависимости от запроса клиента) и расставляет их в пространстве зала. Считается (и в этом состоит феномен заместительского восприятия), что человек в этом случае способен воспринимать и особым образом транслировать чувства и переживания другого человека, на роль которого он «назначен». Далее расстановщик, ориентируясь на реакции и высказывания заместителей, а также на специальные знания, определяет причину затруднений в ситуации клиента. Иногда, если целью расстановки является именно определение причины затруднения, расстановка может на этом завершиться. Если же целью является поиск решения, то расстановщик может предложить заместителям сказать те или иные фразы, выполнить перемещения в пространстве зала, которые направлены на разрешение ситуации клиента.
- Завершение расстановки. Клиент может на словах поблагодарить заместителей за участие.
Кто может участвовать в качестве заместителя? Любой заинтересованный человек, согласный с правилом конфиденциальности. Правило конфиденциальности в данном случае предполагает, что вся информация личного характера, которая может прозвучать при проведении расстановки, не разглашается и не обсуждается после завершения расстановки.
Какие вопросы можно решать с помощью расстановок?
- Трудности в отношениях с родителями или с детьми
- Трудности в отношениях с партнером
- Затруднения в построении семьи или партнерских отношений
- Некоторые заболевания, зависимое поведение могут иметь системную причину. В этом случае расстановки не являются заменой обращения к специалистам.
- Повторяющиеся события в жизни человека, или в истории нескольких поколений
- Ситуации, связанные с неприятными и непонятными для человека чувствами, для которых трудно найти объяснение
- А также ситуации, на которые хочется взглянуть по-новому, найти ресурсы для дальнейших действий
Лучший способ узнать, что такое расстановки – принять участие в качестве заместителя. Ожидаемые результаты для участника с индивидуальным вопросом: получение ответа на заявленный вопрос с учетом возможностей расстановочной работы.