«Мальчик, который выжил» (Гарри Поттер как метафора теории травмы проф. Франца Рупперта)
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:8.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:107%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri",sans-serif; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US;}
Хочу поделиться одним методическим примером, на котором мне удалось просто объяснить клиентской расстановочной группе теорию травмы Ф.Рупперта. Возможно этот пример покажется вам занимательным и пригодится на практике.
Речь идет о всемирно известном герое серии книг и кинофильмов Гарри Поттере, придуманного Джоан Роулинг. Здесь я должен попросить прощение у фанатов этого замечательного цикла за несколько вольную трактовку содержания и смысла произведений. Я нисколько не хотел умалить достоинства героя, полюбившегося миллионам, «оскорбить чувства верующих». Это всего лишь методический расстановочный пример, и не более!
Начнем с того, что Гарри Поттер в детстве испытал сильную травму, когда в результате нападения злого волшебника Волан-де-Морта погибли его родители, а его собственная жизнь также была под угрозой (его спасло лишь самопожертвование матери). Согласно теории травмы, его сознание должно было расколоться на травмированную, выживающую и здоровую части.
Про травмированную часть Гарри мы мало что можем сказать. К ней нет прямого доступа у травмированного человека, ибо она обычно вытесняется из сознания. В нее включается память о самом событии и сильные чувства в момент травмы – прежде всего, боль и страх. И действительно, мы мало видим, чтобы Гарри испытывал эти такие знакомые всем подросткам чувства. Лишь иногда травма может прорываться в сознание. Это происходит, когда Гарри встречает особое существо – Дементора, согласно книге, своеобразного палача-убийцу. Это чудовище очевидно символизирует особую экзистенциальную травматику, связанную с ранним столкновением ребенка со смертью.
В некотором смысле и сам Волан-де-Морт, появляющийся «как черт из табакерки» в каждой книге, является символическим образом травмы Гарри. Он, кстати, еще интересно именуется – «Тот-кого-нельзя-называть», что намекает на вытеснение травмы сознанием. Если рассуждать по Юнгу, то все герои книги есть части единого целого, ее автора (он же -главный герой). Тогда Волан-де-Морт вообще - Тень Гарри Поттера, вытесненная в бессознательное, которую он не хочет принимать, с которой он борется, но которая имеет над ним особую власть. Только открыто посмотрев на эту Тень и интегрировав (приняв в сознание) ее содержание, он может исцелить свою травму.
Здоровая часть сознания Гарри Поттера всем нам известна. Ведь это очень хороший мальчик, обладающий массой достоинств – верный товарищ, талантливый ученик, неформальный лидер и т. д. Его здоровая часть выращена в нем друзьями, обществом, искусством и литературой, и особенно учителями во главе с директором Академии Хогвартс Альбусом Дамблдором.
Теперь о выживающей части, т. е. о невротических защитах, появившихся и закрепившихся в сознании Гарри в результате травмы. Травма, как я уже говорил, состояла в гибели родителей и угрозе его жизни, и теперь выступает в облике злодея Волан-де-Морта. Защита Гарри, на мой взгляд, состоит в постоянном чувстве борьбы и противоборства со своим врагом. Невроз, порожденный травмой, заставляет человека двигаться по замкнутому кругу невротических чувств, их временного удовлетворения, успокоения и затем возобновления после ретравматизации от контакта со схожими раздражителями (триггерами). Из книги в книгу, из фильма в фильм образ Волан-де-Морта (мнимый или реальный?) появляется вновь и вновь, пробиваясь различными путями из мира теней, чтобы в очередной раз быть побежденным бесстрашным Гарри Поттером и его друзьями.
Есть еще один элемент, относящийся к выживающим стратегиям травмированной жертвы, именуемый в теории травмы «интроектом агрессора», и он также представлен в романах серии. Речь идет о части агрессора, формируемой в сознании жертвы в момент насилия. Эта часть также способствует выживанию здоровой психики человека, именно с этой целью он временно идентифицирует себя с агрессором. Затем эта часть может вытесняться и возвращаться к жизни при необходимости. Действительно, в сознании Гарри Поттера находится часть Волан-де-Морта, отщепившаяся от него в момент нападения злого волшебника на младенца-Гарри. (В результате этого сам Гарри выступает как так называемый «кристраж», содержащий часть души колдуна. Все эти «кристражи» ребята должны были уничтожить, чтобы убить Волан-де-Морта).
Чем же заканчивается цикл романов? Когда Гарри Поттер наконец побеждает Волан-де-Морта (свою травму!) по-настоящему? Ответ также согласуется с подходами Ф.Рупперта. Герой вновь входит в ситуацию травмы – идет на смерть от руки Волан-де-Морта. Он проживает эту травму вновь, и часть души Волан-де-Морта («интроект агрессора») гибнет вместе с Гарри. Конечно, временная смерть героя и его воскрешение за счет воскрешающего камня являются здесь чисто символическими (Гарри даже беседует в загробном мире со своим учителем Дамблдором, т. е. процесс осознавания проблемы при этом реально продолжается). Пройдя через символическую смерть, реально конфронтировав со своей детской травмой и выйдя из этого противоборства победителем (конечно же, за счет своих взрослых, здоровых частей!), герой освобождается от недуга. Травматические части поглощаются здоровыми. При этом умирает реально не весь Гарри, а «мальчик, который выжил», т.е. его выживающие защитные стратегии. Терапия травмы завершена.
22.08.2015г.