Женское одиночество
На расстановки пришла клиентка Наташа (имя изменено). Больше десяти лет назад она развелась с мужем, и отношений с мужчинами больше не было.
Ставим фигуру "Женское одиночество" и заместителя Наташи. Одиночество льнет к Наташе, говорит, что они пара. Наташе же одиночество не нравится, она пытается убежать от этой фигуры, но все попытки тщетны. Останавливаю бессмысленную беготню. Коль скоро мы делаем расстановку, логично предположить, что "одиночество" досталось Наташе по наследству от кого-то из членов рода. Ставим предполагаемую фигуру, кому это одиночество принадлежало изначально. Точно, такая фигура есть. Потому что фигура одиночества теряет интерес к Наташе и встает с новой фигурой.
У новой фигуры закрыты глаза, она улыбается: "Мне хорошо, я как сплю что ли" Одиночество вторит ей: "Нам хорошо и нам больше никто не нужен". Новая фигура открывает глаза: "Я сейчас даже удивилась, одиночество говорит моим голосом. Да, оно моё, часть меня". Новая фигура смотрит на одиночество, улыбается ей, потом поворачивается ко мне: "Как-то я понять не могу, у меня вроде дети есть, какое ж одиночество?» Потом она делает паузу и продолжает: "Война. Не хочу на это смотреть". Новая фигура опять закрывает глаза, но уже не улыбается.
Обращаюсь к клиентке за разъяснениями. Ее дед воевал, бабушка осталась с тремя сыновьями дома. Но дед с войны вернулся, и они прожили вместе до глубокой старости, какое ж тут одиночество.
Идем разбираться дальше. Ставлю фигуру воевавшего деда. "Да, это мой муж," - кивает новая фигура, значит, она бабушка клиентки. Между бабушкой и дедушкой значительное расстояние. Он смотрит на жену, а жена от него демонстративно отворачивается. Прошу ее посмотреть на мужа. "Не буду!" - она почти кричит: "Он ушел, бросил меня". Надо как-то бабушку мирить с ситуацией. В качестве теста ввожу фигуру Войны. Дед и Война смотрят друг на друга, кивают. Бабушка недовольно фыркает: "Мне какая разница? Война-не война. Факт остается фактом - он меня оставил одну". Тест не сработал, пробую другую фигуру, ввожу "Продолжение Жизни". Для чего воевали наши деды? Для Продолжение Жизни - это женское сердце должно принять. Должно, но не принимает. Бабушка ещё больше раздражаете: "Что вы тут ставите бесполезные фигуры! Это всё не имеет значение! Он меня бросил, я осталась одна - важно только это".
Клиентка уточняет ситуацию, когда началась война, все мужчины села не дожидаясь повесток ушли на фронт, а через две недели их село заняли немцы.
Фигура бабушки дрожит. Ввожу новую фигуру, "То, что случилось в оккупации". Новая фигура встает напротив бабушки, они молча смотрят друг на друга, у обеих фигур текут слезы. "Это всё произошло из-за него, потому что он меня оставил," - бабушка показывает рукой на дедушку, но сама на него не смотрит. Прошу ее посмотреть на своего мужа. "Не буду! Не буду! Из-за него!", - бросается в объятия к фигуре Одиночества. Дед растерян, - "Я ж не знал. Она мне никогда об этом не рассказывала". Бабушка поворачивается к нему: "А об этом вообще можно рассказать?!" Она ещё какое-то время кричит на мужа, ругается на него разными словами. Потом наступает тишина. "Я твой муж. Что бы ни случилось, я твой муж. Мне жаль, что так вышло", - дед склоняется перед женой. Она плачет, подходит к мужу и обнимает его.
Фигура Одиночества остается в стороне, фигура "То, что случилось в оккупации" тоже отходит на второй план. Бабушка стоит рядом с дедушкой, держит его за руку, - "А сейчас мне жаль, что я выбрала одиночество", - и уже обращаясь к внучке: "Не повторяй моей ошибки".
Заместитель Наташи склоняется перед бабушкой и дедушкой. Родовая история остается у нее за спиной, а впереди ставлю фигуру "Быть с мужчиной". Заместитель Наташи улыбается: "Симпатичная фигура". Наташа тоже улыбается
Через несколько недель Наташа пошла на первое за 10 лет свидание. Наверное, она могла бы это сделать и без расстановки. Но не сделала же. Так что смысл в психотерапии есть.