Интервью
Я. Как вас назвать в тексте?
Собеседник. Вячеслав Гиголаев, психолог-консультант, системный семейный расстановщик, НЛП-мастер, гештальт-терапевт. Мы может отдельно поговорить об этих направлениях.
Я. Какое из них кажется вам наиболее важным?
Вячеслав Гиголаев. Каждое из этих направлений равноценно важно! И я в работе использую тот или иной метод (направление) в зависимости от запроса клиента, также учитывая тот факт, что и клиенту бывает комфортней и результативней работать в каком-либо из этих направлений.
Я. Для меня расстановки стоят сильно в стороне от всего остального, хотя бы потому, что требуют наличия группы. Для вас это тоже так или нет?
Вячеслав Гиголаев. Работа с группой, как и индивидуальная, практикуется во всех направлениях и подходах. Также и системную расстановку возможно провести индивидуально. Как правило, на индивидуальные расстановки записываются те клиенты, кто совершенно не готов говорить о своем личном, семейном, родовом в присутствии незнакомых им лиц.
Я. Как расстановку удается провести в отсутствие третьих лиц? Кто будет символизировать родственников клиента?
Вячеслав Гиголаев. Как правило, данная расстановка занимает немного больше времени, так как в процессе работы клиент бывает в разных ролях. Точно так же и я иногда, для прояснения каких-либо нюансов, могу встать в роль кого-либо. При этом используем фигурки, различные предметы, имеющиеся под рукой в кабинете.
Я. ОК, понял. Почему расстановки решают не все проблемы, на ваш взгляд? В человеке есть нечто глубоко личное, не сводящееся к родовому?
Вячеслав Гиголаев. Расстановки не есть панацея, помимо родового существует свой личный жизненный опыт, модель поведения в той или иной ситуации, говоря простым языком - множество привычек, и с ними результативнее работать поведенчески. Как известно, чтобы побороть привычку, необходимо какое-то время планомерно выполнять какое-то другое действие. Однако везде важен процесс осознавания, ну и для того, чтобы это все осуществить, необходимо выявить и проработать все родовые, семейные замещения, переплетения, и так далее, с чем и помогают справиться системные расстановки. Тогда освобождается колоссальный ресурс на осознавание и действия здесь и теперь.
Я. И уже возможно применить методы гештальта?
Вячеслав Гиголаев. Можно начинать и продолжать работать в каком-либо одном методе, и достигать результатов, однако я считаю, что как минимум в процессе важно прибегать к системным расстановкам, так как расстановки позволяют видеть картину происходящего, так сказать, стратегически, с высоты птичьего полета или даже из космоса. А уже детально работать, применяя гештальт либо другие методы, так как даже если у вашего корабля есть мощный насос для откачки поступающей забортной воды, то пока вы не устраните течь, вода будет поступать, а рано или поздно насос выйдет из строя, и тогда корабль отправится на дно. Так вот, расстановки позволяют выявлять и устранять множество пробоин.
Я. Каких, например? Можете ли, не нарушая конфиденциальности, примерно пояснить, чему эта метафора соответствует в жизни?
Вячеслав Гиголаев. Был клиент, описывал свою трудность так: «все, чем бы ни занимался, приводит к тому, что деньги утекают мимо!» Я попросил пояснить. Он ответил, что
либо кидают партнеры, либо делаются шаги приводящие, практически к разорению.
В процессе прояснений клиент вспомнил, что он княжеского рода, и что его предки были лишены своего состояния с приходом большевиков, покинуть страну им не удалось, но им повезло - никто не погиб, далее предки жили небогато, под страхом, что в любой момент их могут репрессировать и т.д. Также главу семейства упрекали близкие, что они живут плохо, и т. д. Расстановка показала связь клиента со своим предком, мы провели работу, клиенту стало немного легче, однако у него на фоне событий личной жизни укоренилась уверенность, что его обязательно кинут партнеры, и острое недоверие приводило к конфликтам и разладу в делах. Далее работали и в гештальте и с НЛП, прорабатывая, так сказать, стереотип поведения. Это я, как мог, сократил, но там работа состояла из 3 расстановок и 20 сеансов личной психотерапии. Так как все взаимосвязано, то мы одновременно касались вопросов и его семейных взаимоотношений, и партнерских.
Так вот, если к метафоре, поступала забортная (из прошлого) вода (энергия) и искажала жизненный опыт клиента (потомка), а наработаные страхи и т. д. откачивали его энергию здесь и теперь.
Я. Гештальт, если я верно помню, о контакте? О нарушении и восстановлении такового? А НЛП? Можете кратко описать его суть?
Вячеслав Гиголаев. Нейролингвистическое программирование. Если совсем коротко, то это система моделирования, програмрования и перепрограмирования. Например, мы можем смоделировать (скопировать) поведение, успех, все, что угодно у кого-либо, адаптировать и применять. Либо смоделировать нечто желаемое (поведение, результат) и спрограмировать себя на достижение результата.
Гештальт — и про контакт, и про чувства здесь и теперь.
Я. Традиционное завершающее - может, вам хотелось рассказать о чем-то, но я не спросил?
Вячеслав Гиголаев. В своей работе с клиентами я использую все мной изучаемые направления в психологии, как поэтапно, так и одновременно. Например, в процессе расстановки, когда у клиента возникает какой либо положительный и очень энергозаряженный образ, то я, проверив этот образ на экологичность, могу заякорить его. И много-много разного.
Я. Какие контакты оставите моим читателям?
Вячеслав Гиголаев. Телефон / WhatsApp +7 977 444 24 10 и +7 926 204 59 91, группа ВК. [в веб-версии будет линк]