Тонкий лед срединной земли
"А маски снимать?" - спрашивает новенькая, и вслух понимаю, что да: за этим, собственно, и собрались. Снимать - маски, фильтры и другие нагромождения, отделяющие от собственной жизни. Мягко, аккуратно, с уважением - но снимать.
Дальше просится метафора, пришедшая из биосинтеза. Есть "старая земля" как нечто привычное, устоявшееся. Есть "земля новая" – будущее. А еще есть "срединная земля" как место перехода из прошлого в будущее. Перед тем как идти в новое, важно прожить чувства, относящиеся к старому. Иначе стоишь уже на новой земле, а живешь прошлые чувства.
Расстановка - такая срединная земля. Неопределенность, отсутствие гарантий, непонимание того, что будет. Здесь сложно, здесь болтает и трясет. И вот уже, например, от клиента звучит что-то вроде : "Я и здесь, и не здесь. И расстановку хочу, и на чьем-то дне рождения отметиться". В общем, взять нужное, давая по минимуму – и здесь, и там.
И это понятно: страшно человеку. Что отнесет его далеко от родных берегов. И это оправданно: расстановка сродни путешествию на самолете. Только там через полтора-два часа приземляешься в новом месте, а здесь – в новом качестве жизни. Если готов.
Еще человеку страшно, что поднимутся непереносимые чувства. И это правда возможно, и требуется мужество. Но что сеем, то и жнем. Очень приятно, что гораздо чаще люди готовы шагать в неизвестное - и это впечатляет, и делаю по максимуму, чтобы оправдать такое доверие.
Ну и системное сопротивление никто ж не отменял. Человек же не случайно там, где он есть. Статус-кво, "старая земля" так просто свои позиции не отдаст.
Когда эта земля проступает в расстановке, ей часто есть, чем удивить. Вот, например, двое готовы быть рядом, и даже на правильном мужском и женском местах – вот только бы глазами не встречаться.
Или вот семейная система застряла в месте, где мама лежит и вечно умирает, а ребенок носит ей живую воду. Мама эту воду особо и не пьет, но важно, чтобы ребенок продолжал ее носить и оба были постоянно заняты ее умиранием и не жили. Не готовы встречаться с жизнью. И у этого есть свои причины.
Или ключом становится глубокое уважение человеку, напрочь лишенному чувств. Да, его чувства окаменели, но он помог младшим выжить во времена, когда проще было умереть, - и с поклоном потомки этих младших принимают жизнь по такой цене.
А вот жесткий симптом... стремится оживить того, с кем связан. Указывает на перепутанность ролей. Проявляет боль, тепло, любовь.
Расстановщик - камертон. Клиент - запавшая клавиша, а с ней, понятно, настраивается весь рояль. Камертон - в руках настройщика. Настройщик-Большее настраивает расстроенный рояль клиентской системы при помощи камертона. Камертон не является частью рояля. Он такой же инструмент, как и рояль, но с другим назначением.
И это даже не совсем метафора. Вот два подряд расстановочных дня решением становится пеленание младенца - и это моя первая встреча с таким способом помощи. А возникло оно в нашем пространстве словно само собой. Что называется, музыкой навеяло. И ведь два дня подряд...