Духовные расстановки, "Движение с духом"
Обозначение вошло в употребление после 2003-го года. Термин успел стать многозначным (или наоборот, не успел дифференцироваться): под этим словосочетанием понимают либо (в узком смысле) «технологическую» позицию расстановщика, либо (в широком смысле) философию, стоящую за расстановками в целом. В основе духовных расстановок лежит следование идее о том, что все движения происходят из одного общего источника и в конечном итоге в него же и стремятся, и, как следствие, безоценочное признание и принятие того, что есть. То есть, поток энергии можно образно уподобить реке, которая может быть разделена островом на два рукава, которые все равно потом сольются в общий поток. Находясь на острове, мы назовем одну часть потока правой, другую левой, хотя они, по сути, являются одним. Так, если рассматривать, например, автомобильную аварию, то с профанной точки зрения виновник – злодей, «плохой», а жертва – невинная, «хорошая»; с точки зрения Духа (Бога, того-что-стоит-за-всем, SpiritMind, духовной совести, название здесь непринципиально) – энергии виновника и жертвы являются частями одного энергетического потока. В духовных расстановках принимается существование единого источника, движителя и единой цели всего, хотя понятна принципиальная невозможность для человека этот источник-поток осознать и ему полностью открыться. Соответственно, расстановщик стремится действовать, подчиняясь движениям духа, его задачей становится освободиться от всяких намерений и пребывать в состоянии «пустой середины», позволяя проявиться всему, что есть. Здесь и возникает вопрос о статусе расстановок в целом – продолжать ли рассматривать их как терапевтический метод, находящийся на службе у психотерапии, или, отказавшись и от «терапевтического намерения», увидеть в них самостоятельный способ контакта (по крайней мере, попытку контакта) с тем самым Б?льшим (Духом, Богом, первопричиной, первоисточником…), не имея при этом основной целью совершить такие интервенции в систему клиента, которые приведут к улучшению его состояния. В этом случае расстановки из терапевтической методы превращаются, скорее, в духовную практику. Духовные расстановки в узком смысле в настоящее время практикует, пожалуй, большинство современных расстановщиков, движениями духа в широком смысле занимается не так много специалистов.