Global site tag (gtag.js) - Google Analytics
Портал «Расстановщик»
Для города:
Выберите город

Сценарные расстановки

Мерой достоверности является действенность – интервью

Член президиума DGfS Тобиас Зиберт побеседовал с экспертом д-ром Клаудией Гладзиевски о том, когда и в какой форме можно использовать сценарную расстановку в драматургической и творческой работе над сценарием.

Госпожа Гладзиевски, какие запросы Вы бы назвали типичными для такой расстановки?

Во всех фазах работы над сценарием, особенно на стадии экспозиции, сценарная расстановка хороша, прежде всего, для проверки персонажей. Вопросы могут звучать, например, следующим образом:  есть ли в моих персонажах сила, достаточно ли они убедительны? Как мои персонажи относятся друг к другу? Правдоподобно ли показан или развивается их конфликт? На стадии подготовки сюжета уместно также задаться вопросом о релевантности материала вообще. При этом особенно важна фигура зрителя, заместителя которого можно спросить, заинтересовала ли его история, какая из фигур оказалась для него самой привлекательной, какой аспект действия пробудил наибольшее любопытство (что, по большей части, ясно и без опроса «зрителя», а видно уже по его поведению в расстановке). На стадии написания сценария можно подробно рассмотреть «слабые места» развития действия. Например: почему история «зависла» в этом месте? На этой фазе можно проверить, важна ли та или иная отдельная сцена для общего развития сюжета, а также проверить соответствует ли поведение персонажей их характеру. То, что работает для общей структуры, применимо также и для драматургии отдельных сцен.

Еще один извечный трудный вопрос – это концовка произведения. Для его разрешения мы как бы «перематываем» действие вперед и смотрим, куда тянет фигуры в конце. Обычно каждый персонаж стремится к наиболее выгодному для себя разрешению. И это не обязательно всегда счастливый конец.  Особо отягощенный с системной точки зрения персонаж, например, может стремиться в смерть. В сценарной расстановке может быть решена также классическая проблема множественного конца. Как правило, становится предельно ясно, какое из окончаний истории, между которыми не может выбрать автор (и которые он часто пытается объединить, что обычно не идет на пользу книге), имеет наибольшую силу.

На какие вопросы можно ответить только с помощью метода расстановок?

Нет таких вопросов, на которые можно было бы ответить исключительно с помощью расстановок,  в противном случае не было бы хороших книг без расстановок. Но сценарная расстановка может значительно ускорить и упростить получение ответов на многие вопросы. Кроме того, результат оказывается зачастую настолько очевидным, логичным и наглядным, что вместе с  утраченным от изматывающего кружения вокруг да около отдельных сцен вдохновением возвращает автору жизненные силы. У него возникает такое чувство, что он в реальности встретил своих героев, поговорил с ними и получил от них удивительные ответы, до которых не мог добраться сам.

Персонажи, как известно, это альфа и омега любой истории, и в это упирается сценарная расстановка. Немедленно и некрасиво проявляется, если действие просто навязано персонажам, а не развивается из их характеров, если персонажам отводится лишь роль статистов с репликами, а не живых действующих лиц. Если в персонажах заложен достаточный потенциал, они сразу стряхивают с себя подобные конструкты и освобождаются от такого балласта.

Какие ответы может получить автор сценария с помощью расстановки? Не могли бы Вы рассказать об этом с помощью примеров из Вашей редакторской практики?

 Стадия экспозиции

Автор принес классическую историю о ревности и хотел знать, правдоподобен и убедителен ли его материал. Оказалось, что женщины были изображены настолько сильно, что постепенно стали больше чем мужчиной интересоваться друг другом в качестве «объекта страсти». А его просто «пустили по боку». Теперь у автора был выбор: либо проработать и выстроить фигуру мужчины, сделав его интереснее, либо использовать новую для себя возможность и рассказать историю о женщинах, в которой ревность явилась лишь отправным пунктом.

Стадия разработки сюжета

Автор хотела узнать, почему написанная ею любовная история, начиная с определенного места, «перестала правильно работать». Оказалось, что дело вовсе не в паре главных героев, а во второстепенном персонаже, который был изображен слишком бледно и стандартно. Эротические отношения с этим бледным персонажем навредили главному женскому персонажу. В расстановке также проявилось то, каким потенциалом, о котором никто и не подозревал, обладает этот второстепенный персонаж. В глазах автора он превратился из переводной картинки «нового русского» в неоднозначную и многослойную «отеческую фигуру» для протагонистки и в темное отражение протагониста. Таким образом возник интригующий треугольник, на фоне которого любовная история не только вновь «заработала», но и приобрела дополнительную глубину и драматизм.

Стадия сценария

Автор хотел пересмотреть концовку произведения, потому что она казалась ему недостаточно драматичной. У него был еще один вариант, который ему тоже не очень-то нравился. После того, как были освещены предыдущие фазы истории, благодаря чувствам заместителей было найдено совершенно новое удивительное решение, которое тут же убедило автора и всех присутствующих: было решено, что персонаж, который был задуман лишь как второстепенный и чье значение недооценивалось автором для развития сюжета, должен умереть, чтобы история пришла к подобающему концу. Смерть этого персонажа вызвала целую лавину событий и чувств, следствием чего было то, что в конце каждый оказался на своем месте.

Как авторам, драматургам, продюсерам и редакторам лучше всего обходиться с полученными знаниями?

Действенность полученных знаний зависит от восприимчивости автора. Чем восприимчивей автор к новым идеям, тем больше он получит от расстановки. Но бояться не надо: лишь крайне редко сценарная расстановка может поставить под вопрос всю книгу целиком. Тот же, кто делает сценарную расстановку только для того, чтобы найти подтверждение  уже написанному, естественным образом будет разочарован и мало что возьмет от расстановки. Как правило, находишь то, что ищешь. Если мало ищешь, то и находишь мало. В самом худшем случае расстановка может дать «всего лишь» импульс. Но с помощью этого метода можно добиться  давно назревшего прорыва или даже преодолеть творческий кризис. На практике после расстановки обычно не возникает вопроса, что автору теперь с этим делать. Он интуитивно чувствует, что из увиденного имеет силу и кажется правдоподобным; именно это он с удовольствием и применит. А то, что не находит отклика, будет отброшено.

Метод сценарных расстановок начал приобретать популярность  на рынке консультационных услуг. Кто, как правило, берет на себя расходы и какова средняя стоимость такой услуги?

Расходы (от 200 евро за расстановку) до настоящего времени наиболее часто берут на себя сами авторы, что вполне естественно, поскольку они будут соответственно вознаграждены за свой труд. Продвинутые продюсеры, которые знают, насколько важна работа над сценарием и насколько оправдана, в том числе экономически, инвестиция, ускоряющая написание и углубляющая сценарий, берут расходы за автора на себя и сопровождают его на расстановке. К счастью, такое случается все чаще. Стоимость индивидуальной консультации определяется, конечно, исходя из затраченного времени. Час индивидуальной консультации стоит в среднем от 100 евро. Помимо этого, возможно и оправданно дальнейшее драматургическое консультирование в контексте расстановки, но его, к сожалению, редко предлагают.

Насколько в настоящее время метод принимается телевизионными редакторами и кинопродюсерами? И по каким критериям следует проверять предлагаемые сценарные расстановки, чтобы инвестиция оказалась стоящей?

До сих пор существует определенная доля скепсиса. На то есть много, в том числе и весьма понятных, причин: во-первых, этот метод еще очень молод, а на рынке всегда предлагается много нового, что не всегда оказывается действенным. Во-вторых, методу, который (еще) не вполне обоснован научно, всегда тяжело пробиваться, даже если он очевидно хорошо работает. И наконец, пока еще, к сожалению, нет четкого определения сценарных расстановок. Понятие не защищено, в принципе, любой, кто поставит каких-нибудь заместителей и велит им двигаться, может назваться  «сценарным расстановщиком». Неспециалисту нелегко определить, за каким предложением он найдет серьезную, эффективную услугу.

Однако существуют некоторые критерии проверки:

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧИТАЙТЕ ВО ВТОРОМ НОМЕРЕ ЖУРНАЛА "СИСТЕМНЫЕ РАССТАНОВКИ"



Вам понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новостей Портала «Расстановщик» и получайте раз в месяц анонсы всех новых материалов на свой e-mail.

Нравится

Практический опыт

Автор: Клаудиа Гладзиевски и Тобиас Зиберт Источник: "Praxis der Systemaufstellung", 1/2011
Каталог расстановщиков Выберите город
Сейчас в каталоге: 814 расстановщиков, предлагающие 4282 тренингов и семинаров
Подписка на новости и статьи
Товар недели

Сбор новостей

RSS-материал
Выберите страну и город:
 Подождите...
Страна:
Регион:
Город:
Ваш город (), верно?
Да, верно Нет, выбрать город Без выбора города