Портал «Расстановщик»
Для города:
Выберите город

Политические системные расстановки

Метод системных расстановок постоянно развивается и находит все больше областей применения. Шум, поначалу произведенный методом на рынке самопознания, понемногу утих, разногласия вокруг способов работы, стиля и основных допущений Берта Хеллингера постепенно улеглись, снизились часто завышенные ожидания от нового метода. Сцена стала профессиональной, дифференцировалась и в известной степени явно отграничилась от Хеллингера. В психосоматической психотерапии метод может считаться устоявшимся и получившим признание, он также все больше внедряется в медиацию, супервизию и (организационное) консультирование. Развивающаяся теория и критические дискуссии по поводу наблюдаемых в расстановках феноменах, однако, находятся еще на начальном этапе, так же как и исследования действенности расстановок.


Политические расстановки
Ниже пойдет речь о том, может ли расстановочная работа оказывать примиряющее воздействие на конфликты больших групп. Мир здесь понимается в смысле Йохана Гальтунга1  не только как отсутствие прямого насилия, но и как отсутствие насилия структурного и культурного, еще шире – мир значит не отсутствие конфликтов, а ненасильственное их разрешение. Очень часто взаимосвязь с конфликтами больших групп возникает, например, в расстановках, в которых речь идет об индивидуальном преодолении перенесенных в контексте таких конфликтов травмирующих событий или о переплетениях с соответствующими темами из семейной истории. И даже если подобная взаимосвязь прослеживается не всегда, расстановки так или иначе вносят определенный вклад в примирение, будь то примирение между клиентом и расстановщиком или другими участниками группы, в более мирное сосуществование в мире.
Теоретическая и практическая дисциплина «исследования проблем мира и конфликтов»2  заинтересована, прежде всего, в методах, которые через прояснение отдельного запроса могут оказывать обширное распространяющееся воздействие на конфликты больших групп, то есть, воздействовать на массы. Из этого критерия следует предлагаемая формулировка понятия «политические расстановки»: я буду называть политической такую расстановку, проведение которой имеет целью подобное воздействие на широкие слои населения.
Первый аспект введенного нами понятия – «интенция (здесь: цель расстановки – прим. переводчика)», он служит для отграничения от семейных и организационных расстановок, поскольку последние не нацелены на оказание влияния на общественные отношения. Хотя вовсе не исключено, что, например, расстановка, мотивированная проблемами в супружестве некоего политика, может позитивно повлиять и на его политические действия. Однако если засчитывать и такие побочные эффекты, то понятие политических расстановок можно расширить и размыть до произвольных размеров, что не представляется мне разумным. Второй аспект – предназначенность для воздействия на широкие слои населения – исключает расстановки, направленность которых ограничивается клиентом и его непосредственным окружением, пусть даже их проведение мотивировано соображениями о примирении; это ограничение также введено для исключения произвольности толкования3. В также обозначаемых как примиряющая работа терапевтических расстановках с клиентами из семей, где есть системные военные переплетения, речь, без сомнения, идет о, в конечном итоге, общественно важной терапевтической работе. Что касается отнесения отдельной конкретной расстановки к разряду политических, то в соответствии с названными критериями важно не то, были ли в процессе расстановки визуализированы жертвы и преступники из конфликтов больших групп, а то, явно ли помимо терапевтической помощи клиенту наличествует воздействие на широкие массы4.
Воздействие расстановок на широкие слои населения мыслится в следующих формах:


Расстановки большого количества/с большим количеством участников конфликта
Во-первых, широта воздействия может быть достигнута через проведение сессий, в которых расстановки будут восприниматься большим числом участников конфликта, неважно при этом, будут ли они действующими лицами или наблюдателями расстановки. Этот способ работы используется как и в остальной миротворческой деятельности, так и при улаживании отношений между большими группами: участники конфликта или представители конфликтующих сторон встречаются в рамках диалога, организованного третьей стороной.5   Преимущество метода системных расстановок перед другими методами состоит в том, что с его помощью работа над отношениями возможна и в одностороннем порядке. Ведь не всегда удается усадить за стол переговоров все конфликтующие стороны. Для системного расстановочного проекта достаточно готовности встретить «другого»6    в образе заместителя. Конечно же, так проясняется нечто только относительно присутствующей стороны конфликта. Однако если принять во внимание то, насколько подобного рода конфликты обусловлены взаимоопределяющим и взаимоусиливающим поведением обеих сторон7, то станет ясно, какие большие перемены может повлечь за собой изменение позиции только одной из сторон. Всех участников большой группы (больших групп), естественно, не собрать в рамках такого проекта, здесь находится естественный предел прямого воздействия на массы. Однако же опосредованное воздействие достигается с помощью т.н. трансферных проектов, которые могут явиться «типовым продуктом» подобного диалога.8 
Теоретически можно было бы размышлять о непосредственном воздействии расстановками на более широкие массы, если проводить их перед очень большой аудиторией или транслировать их с помощью средств массовой информации. Однако ни опыт Хеллингеровских расстановок со сцены перед большим количеством зрителей, многие из которых видят происходящее лишь на экранах, ни расстановочные видео не позволяют однозначно судить об этом.9   Видеозаписи расстановок могут импонировать зрителю тем, что, с одной стороны, создают впечатление сопричастности, а с другой, что событие воспроизводимо в любое удобное время. Но ощущения эти опосредованы. Также на эффективность опосредованного воздействия расстановками на аудиторию будет влиять отсутствие ощущения общности и общего защищенного пространства. При трансляции на широкую публику или при видеозаписи расстановки не последнюю роль играет также проблема защиты личной информации клиента. Если же работать методом «расстановки без клиента», что неоднозначно и методически, и с точки зрения описываемой в настоящей статье проблемы, то возникает еще больше вопросов. Я считаю более подходящими для общественного распространения те проекты, где знания и опыт, полученные из расстановки, интегрируются символически.10

Непосредственное воздействие расстановок на расстоянии?
Основываясь на теории морфических полей11  Руперта Шелдрейка, можно принять, что посредством каждой отдельной расстановки и каждого разрешающего образа в мире появляется новая информация, которая доступна из любой точки и мгновенно может воздействовать на систему. Это теоретическое основание для допущения того, что расстановки непосредственно действуют на расстоянии. Допущение воздействия на расстоянии «миротворческих расстановок»12  особенно привлекательно и заманчиво для людей, которые, имея благие намерения, не имеют большого влияния. Это не говорит против верности/справедливости самого допущения. Однако наблюдение, что части реальной системы изменились после расстановки по личному запросу, не доказывает, что расстановки действуют на расстоянии. Социальные системы динамичны, это значит, что они сами по себе развиваются и изменяются и в тот момент, когда мы делаем расстановку. То есть изменения обусловлены не расстановками. Скорее, наоборот – в расстановках часто визуализируется, так сказать, уже витающее в воздухе потенциальное развитие той или иной системы. И конечно, может случиться так, что изменившийся после расстановки взгляд клиента на систему и его способ действия немедленно найдут отражение и подтверждение в действительности.
Даже если принять непосредственное воздействие расстановок на расстоянии, остается проблема вероятности внедрения новых форм поведения в противовес старым, которые продолжают существовать в мире. По Шелдрейку, формообразующее воздействие морфических полей возрастает по мере увеличения частоты появления похожих форм: так что первопроходцам тяжело. Вклад одной отдельно взятой расстановки в сотворение нового состояния внутри системы конфликта больших групп, вероятно, пренебрежимо мал.

Маленькая причина, большое следствие?
Иногда бывает и так, что изменения в чем-то малом влияют на что-то большое. Этим феноменом занимается междисциплинарная теория комплексных динамических систем. Человеческие общества являются как раз такими комплексными динамическими системами.13  Детерминации они не поддаются, однако функционируют не хаотически, а обычно стремятся к стабильным состояниям. К сожалению, стабильными могут быть и далекие от мирных состояния общества. Выражаясь на языке теории систем, речь идет о так называемых затяжных конфликтах, то есть о длящихся иногда десятилетиями конфликтных ситуациях с закрепившейся культурой и экономикой насилия14, не о катастрофической фазе системы, а об устоявшемся состоянии, аттракторе15.
И все-таки, отдельное действие отдельного человека может развернуть траекторию социальных систем по направлению к мирным состояниям. Действие нацеленное вместо случайного, вот в каком смысле: отдельный человек вдруг оказывается способен справиться с такой задачей, если его собственное поведение имеет макроскопические последствия потому, что он принадлежит к числу людей, принимающих политические решения, или влияет на таких людей, или еще каким-либо образом, например, благодаря собственной популярности, находится в такой позиции, что его поведение затрагивает массы. Влияние же действий отдельного человека «снизу»16  на изменение состояния социальной системы, напротив, обычно пренебрежимо мало. Но тому есть прекрасные примеры – есть, правда, и плохие – инициированные отдельным человеком (Ганди) или малой группой (Отпор17) ненасильственные решения для политически несправедливых систем. В этих и других мирных процессах, поднимавшихся «снизу вверх», массовое воздействие базируется на одном из многих или на немногих членах какой-либо организации на излете, которая начиналась со «священного момента»18, но только этого не достаточно. Расстановки, пусть даже они и проводятся «в абсолютном созвучии с появляющейся коллективной мудростью», не организуют массовых процессов как таковых. Однако они в любом случае поддерживают тех, кто пытается заниматься такой организацией. Итак, я подхожу к следующему и последнему пункту.

Клиенты с большим потенциалом влияния

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...


1 Йохан Гальтунг (род. 1930) норвежский социолог и математик, выдающийся ученый и практик, профессор ведущих университетов мира, в том числе в Берлине, Франкфурте, Цюрихе, Берне; Колумбийского и Принстонского Университетов США. Основоположник дисциплины «исследования проблем мира и конфликтов», основатель и первый директор международного Института исследований проблем мира (ПРИО) в г.Осло (Норвегия), международных журналов “Journal of Peace Proposals” («Журнал мирных инициатив») и “Journal of Peace Research” ("Журнал исследований проблем мира"). Й. Гальтунг ведущий консультант ООН, ОБСЕ и Совета Европы по проблемам урегулирования конфликтов, участвовал в процессах разрешения более 45 международных, региональных и внутригосударственных конфликтов, лауреат многочисленных международных премий, в том числе альтернативной Нобелевской премии мира, инициатор созыва Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, создатель международной организации по мирной трансформации конфликтов и развитию ТРАНСЕНД, разработчик инновационной технологии по урегулированию конфликтов - метода ТРАНСЕНД. Й. Гальтунг автор более 100 книг и более 1000 статей, впервые сформулировал свои взгляды в книге «Структурное насилие», вышедшей в 1975 году. Прим. переводчика
Материал на русском - Хью Майалл, «Трансформация конфликтов: комплексная задача» Прим. переводчика
Ср. Мар: «Не бывает не политических расстановок» в ПСР 2006
4 Что-то похожее лежит и в основе многолетних попыток определения Международного форума по политическим расстановкам, где Мар все же приходит к формулировке, что политические расстановки применяются для запросов «людей, работающих в поле политики»…
5 См., например, http://www.berghof-handbook.net/documents/publications/ropers_handbook.pdf
6 По поводу того, имеется в виду под понятием «другой»: Bar On, The “Others” within Us: Constructing Jewish-Israeli Identity, 2008
7 См., например, http://peacestudiesjournal.org.uk/dl/Issue%2013%20Article%2016%20final%20version%20pdf.pdf
8 Ср., например, Ropers http://www.berghof-handbook.net/documents/publications/ropers_handbook.pdf в разделе „Lessons Learned“
9 Социодрама является родственной методикой, которая практикуется при большом скоплении зрителей, претендуя на трансформацию общественных проблем, см., например, Келлерманн «Sociodrama and Collective Trauma», 2007. Социодрама Прим. переводчика.

10 О значении распространяемой средствами массовой информации символики в этнополитических конфликтах см. в Kaufmann, Escaping the Symbolic Politics Trap: Reconciliation Initiatives and Conflict Resolution in Ethnic Wars, Journal of Peace Research 2006, 201
11 Морфогенетическими полями их называют применительно к биологическим системам. Для социальных систем Шелдрейк использует словосочетания «социальные поля» и «ментальные поля».
12 Я имею в виду расстановки типа «Что нужно для мира на Ближнем Востоке?» в группах людей, желающих мира, но не имеющих возможности вмешательства, например, Вислохские расстановки конфликта в Косово, см. Мар (ПСР 1,2006), 27
13 Об этом – Майнцер, «Сложносистемное мышление», Гелл-Манн, "Кварк и ягуар: приключения в простом и сложном" и др.
14 Ср. Мюнклер, Новые войны, 2002
15 Здесь: притягивающая неподвижная точка. Прим. переводчика.
16 Термины grassroots и grassroots movement (дословно – корни травы и движение от корней травы) возникшие в американской политологии в начале ХХ века и обозначающие спонтанные гражданские движения снизу, на русский принято переводить куда менее образным словосочетанием инициатива снизу Прим. переводчика
17 Отпор – массовое движение, организованное горсткой сербских студентов, которое привело к мирному свержению диктаторского режима Милошевича.
18 Под «священным моментом» здесь понимается следующий феномен: иногда всеми присутствующими непосредственно ощущается поворотный момент конфликтного процесса от раскола и безысходности к новому уровню понимания и человеческого со-бытия



Вам понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новостей Портала «Расстановщик» и получайте раз в месяц анонсы всех новых материалов на свой e-mail.

Нравится

Теоретическая основа

Автор: Анна Люббе Источник: "Praxis der Systemaufstellung", 1/2011
Каталог расстановщиков Выберите город
Сейчас в каталоге: 943 расстановщиков, предлагающие 4749 тренингов и семинаров
Подписка на новости и статьи
Товар недели

Сбор новостей

RSS-материал
Выберите страну и город:
 Подождите...
Страна:
Регион:
Город:
Ваш город (), верно?
Да, верно Нет, выбрать город Без выбора города