Портал «Расстановщик»
Для города:
Выберите город

Отличия структурных расстановок от семейных и организационных

Современные дискуссии вокруг метода Берта Хеллингера, а еще больше вокруг его манеры работать, вокруг обобщения отдельных, зависимых от контекста интервенций в рецепты интервенций для общего употребления делают вопросы об общих источниках и разграничении структурных расстановок и Хеллингера все актуальнее.

Хотя многое в критике идеологии Хеллингера также уже само идеологизировано и недифференцировано, все же, формулировки Хеллингера, как и метод его работы и его позиция приглашают к такой критике.

На конгрессе в мае 2003 в Вюрцбурге Маттиас Варга фон Кибед обосновал различия подхода Хеллингера и структурного системного подхода - в частности, в области установок, методики и стиля работы.

Ниже приведены несколько аргументов в пользу разработки различий - более детальные и дифференцированные тексты должны появиться в ближайшем будущем.

Структурные расстановки имеют 4 основных корня:

(a) Реконструкционная и скульптурная работа Вирджинии Сатир, чья позиция и мнение является решающей для структурной расстановочной работы, и чья работа по изменению правил оказала сильное влияние на метод работы в структурных расстановках

(b) Эриксоновский гипноз, который является основой речевых формул в структурных расстановках и, в частности, во варианте Эрнеста Росси, который рассматривает возможности закрытой работы в структурной расстановке, причем мы, с другой стороны, подчеркиваем прозрачность метода скорее в смысле Гунтера Шмидта (системный гипноз) и Стивена Джиллигана (self relations work)

(c) Семейные расстановки, вклад в которые внесли кроме всех прочих Тея Шенфелдер, Рут Мкклендон и Лес Кадис, а также и первоначальные идеи Ивана Бозормени-Надя о трансгенерационной общности, балансе «брать-давать» и экономической интерпретации понятия вины (восходит к Мартину Буберу), которые нашли реализацию в семейных расстановках Берта Хеллингера и классических организационных расстановках, которые мы приписываем, прежде всего, Гунтхарду Веберу. Эти классические формы расстановок вели к значительному сокращению изобразительных средств и к сосредоточению на феномене «перенятых чувств», которые мы в структурной расстановочной работе рассматриваем скорее как восприятие действительности, чем как особенность всей системы в целом

(d) Ориентированная на решение терапия школы  Милуоки (Milwaukee), которая основывается на идеях Стива де Шейзера и Инсу Ким Берг, и которая как системный метод является существенной для включения структурной расстановки в более длительные процессы консультирования и терапии, для разъяснения запросов клиента, а также для отношения к структурной расстановочной работе.

Мы не включаем в список первоисточников-корней структурной расстановки работы Якоба Леви Морено (социометрия, психологическая драма) только потому, что мы познакомились с ними только значительно позже; в действительности, психодраматические процедуры во многом даже ближе к структурным расстановкам, чем классические формы расстановки. Мы признаем их поэтому как важную родственную и более старую форму.

Ошибочным было бы так же рассматривать структурные расстановки как особую форму или просто вариант семейных или организационных расстановок. Если бы мы классифицировали их как некую форму чего-то, то в первую очередь мы рассмотрели бы их скорее всего в качестве особого случая Сатирианской работы, которая получила решающие дополнительные импульсы, в частности, через идею замещающего восприятия.

(1) Структурные расстановки являются системно-конструктивистским методом. Результаты работы возникают во взаимодействии с клиентом, у которого есть возможность в каждый момент процесса привносить собственные интерпретации и альтернативы, идеи, изменения формулировки и вопросы, и на эту возможность указывается снова и снова. При структурных расстановках связь с так называемым феноменологическим подходом существует не в смысле Хеллингера, а скорее в смысле Гуссерля – более подробно по этому поводу см. Insa Sparrer, "Wunder, Lösung und System" (Инза Шпаррер, "Чудо, решение и система"). Совсем в смысле этического императива Хайнца фон Фёрстерса в структурных расстановках идет речь о расширении возможности действий, а не об обнаружении правильной интерпретации, лежащей в основе динамики или правильной интервенции.

(2) Структурная расстановка базируется на принципе различения и акцентирует как можно более  категоричный отказ от интерпретаций со стороны расстановщика, в том числе путем акцентирования вопросов о различиях между телесными ощущениями и восприятием, предполагает осторожное включение эмоций и мягкий отход от образов и мнений.

(3) Структурная расстановка помещает запрос  клиента в центр расстановочного процесса и придает наибольшую значимость ясной и четкой работе по запросу, который при необходимости может проверяться и изменяться в процессе расстановки. Структурные расстановки никогда не используют общую "системную диагностику" (динамику системы), а работают с предварительными формальными гипотезами, выдвинутыми в специфическом конкретном случае, как с основой-образцом деструктивных интервенций.

(4) Сруктурные расстановки допускают закрытую внутригрупповую работу, в то время как классические семейные и организационные расстановки требуют обычно присутствия внешних заместителей и позволяют работать только с тем, что декларируется эксплицитно.

(5) Структурные расстановки подчеркивают прозрачность методов и придают особое значение тому, чтобы дать клиенту возможность увидеть применяемые процедуры - в этом отношении они следуют скорее за воззрениями гипнотерапевта Гюнтера Шмидта (основоположника системной гипнотерапии) и Стивена Джиллигана (автора метода self relations work). Это не противоречит возможности закрытой работы, так как "закрыто " относится здесь к содержанию, а "прозрачно " - к методам. (т.е. семантически полупрозрачно, а методически прозрачно!)

(6) Структурные расстановки ориентированы в первую очередь на восприятие группы заместителей, не на расстановщика. Расстановщик рассматривается скорее в качестве гипносистемной «рамки»для содействия открытию возможных путей решения. Поэтому мы предпочитаем наименование "хозяев (расстановки)".

(7) Вирджиния Сатир показала на собственном примере, что жесткие провокации и конфронтация излишни. Структурные расстановки не используют ни провокаций, ни резкости. ("Излишни" не значит, что они вообще не могут быть полезны. Это только значит, что это вопрос личного стиля и таланта, работать ли такими методами – и, конечно, вопрос ответственности за применение провокационных методов, как и за отказ от них. В структурной расстановочной работе мы встали на сатирианскую точку зрения - против применения провокаций и резкости).

(8) Структурные расстановки с нашей точки зрения надо рассматривать по аналогии с речью, которой мы все сначала пользуемся довольно-таки рудиментарно, но навыки которой, однако, исключительно легко поддаются расширению и безграничному совершенствованию. И в отношении расстановок, таким образом, с нашей точки зрения, имеются определенные учебные условия, например, кроме всего прочего, многолетний учебный процесс, а также применяемость и возможность упражняться в образе действий. Отход от рассмотрения в качестве центральной фигуры при структурных расстановках личности расстановщика в пользу замещающего восприятия заместителей делает несущественными предвзятые взгляды самого расстановщика – но, однако, не самОй большой работы по руководству процессом (которая пропадает с нашей точки зрения, в частности тогда, когда много работают с одновременным ненаправленным движением заместителей при так называемых "движениях души").

(9) Структурные расстановки не являются изолированной самостоятельной мерой, а проводятся в комплексе с предварительными беседами и посттерапевтическими консультациями (причем мы руководствуемся, как правило, ориентированной на решение терапией). Структурные расстановки могут разделяться на сегменты и проводится следующими друг за другом сессиями.

(10) Структурные расстановки придают особую значимость изменения восприятия заместителей и клиентов, и видят миссию «хозяев» расстановки, прежде всего в том, чтобы создавать для этого благоприятные общие условия. В то же время структурные расстановки представляют собой эффективную форму социального тренинга восприятия, если они используются, например, при долговременном сопровождении групповых процессов. (Классические формы расстановок если и работают в таком случае, то, по высказываниям многих расстановщиков, гораздо менее эффективно).

(11) Структурные расстановки облегчают задачу говорить с клиентом на одном языке, и в то же время в рамках этого метода доступно применение множество разных форматов расстановки с собственными специальными методиками, но на основании общей грамматики. Классические формы расстановки требуют, как правило, более жесткого переформулирования запроса клиента. Акцент на физическом восприятии языковых действий с гипнотерапевтической точки зрения, согласно Коржибски (Korzybski), представляет возможность тренировки для «хозяев» расстановки понимать этот язык клиента точнее.

(12) Структурные расстановки основываются на постепенно становящейся все более всеобъемлющей, но даже уже сейчас максимально практичной системной грамматике образов расстановки и форм интервенции с логично и символьно-теоретически обоснованным базисом и системно-теоретически обоснованными эвристическими принципами. На этой основе существуют несколько десятков специфических форматов для отдельных прикладных целей и областей.

(13) Структурные расстановки работают в большинстве случаев со сложным изменением структурных уровней, т.е. рамок, в которых символизирование понимается клиентом. Прогрессивная форма этого процесса представляет собой ее (сильно ориентированную на гипнотерапию) системную разнонаправленную работу, т.е. намеренно работающий одновременно с несколькими уровнями интерпретации процесс. И то, и другое либо совсем не используется, либо используется лишь в небольшой степени в классических семейных и организационных расстановках, так как там в основу интервенции положена идея обнаружения базисной динамики, и более существенным оказывается когнитивное содержательное понимание символизирования.

19.07.2003

© Перевод: Мария Цыдзик, 2011.
© Портал "Расстановщик", 2011.
Любое использование или воспроизведение данного перевода или его фрагментов возможно только с письменного разрешения администрации Портала.



Вам понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новостей Портала «Расстановщик» и получайте раз в месяц анонсы всех новых материалов на свой e-mail.

Нравится

Теоретическая основа Философия метода

Автор: Маттиас Варга фон Кибед Источник: http://www.syst.info/index.php?aid=2
Каталог расстановщиков Выберите город
Сейчас в каталоге: 941 расстановщиков, предлагающие 4744 тренингов и семинаров
Подписка на новости и статьи
Товар недели
Рупперт Ф., Банцхаф Х.Мое тело, моя травма, мое Я 1500

Сбор новостей

RSS-материал
Выберите страну и город:
 Подождите...
Страна:
Регион:
Город:
Ваш город (), верно?
Да, верно Нет, выбрать город Без выбора города