Быть в настоящем
Берт Хеллингер подчеркивает центральное значение феноменологического подхода при ведении семейных расстановок. Но при этом мало внимания уделяется тому, как развивать соответствующие способности, чтобы использовать этот метод.
Нам повезло, поскольку такие методы были разработаны буддистами еще две с половиной тыячи лет тому назад. Они называются "випассана" - развитие внимательности или "видение-как-есть". Именно это является сутью феноменологического метода (Варела и др., 1993).
"Автопилот" отвлекает от настоящего
Внимательность была обозначена как "саморегуляция внимания, позволяющая фокусироваться на непосредственном опыте и таким образом распознавать ментальные события настоящего момента, является особым методом концентрации на собственном опыте в настоящем моменте. Это состояние характеризуется любознательностью, открытостью и принятием" (Бишоп и др., 2004).
Берт Хеллингер очень поэтично описал феноменологический процесс, который также предполагает открытое сознание и любознательность: "Я открываюсь темноте. Возникает вопрос: как мне добраться до истины, которая скрывается в темноте? Я окунаюсь в текущее поле и становлюсь частью его. В поле движутся предметы, и в его светлой части начинает приоткрываться то, что было скрыто. Я открываюсь навстречу этому и жду встречи с тем, что появится."
Практикующие внимательность прекрасно знают, что если ты поглощен своими мыслями и/или действуешь на автопилоте, то это очень мешает открытому сознанию. В то время как мы поглощены своими мыслями, мы не замечаем пения птиц на улице, заместителя в расстановке, который стоит в углу и кашляет, чувство замешательства в своей голове, если мы проходим мимо другого заместителя, или мы натолько сконцентрированы на прерванном движении любви, что оставляем без внимания слова: "А ты так любила клубнику", которые непонятно почему приходят нам на ум.
Потом выясняется, что это были последние слова дедушки, которые он сказал своей жене. Так он хотел сказать: "Я люблю тебя". Эти слова просились в расстановку. Мы можем почувствовать эти слова с большей вероятностью, если будем держать свое сознание как можно более открытым.
Основным упражнением на развитие внимательности является медитация в положении сидя. Внимательность помогает нам распознавать мысли как ментальные события. Вместо того чтобы "вариться" в своих мыслях и историях, мы просто отстраненно их воспринимаем. Обычно мы направляем наше внимание на дыхание, чтобы не идентифицировать себя с мыслями. Это дает нам возможность регистрировать другие ментальные события: ощущения в теле, эмоции, звуки, импульсы и визуальные раздражители.
Наши теории и предубеждения продолжают существовать, но они уже не находятся на переднем плане.
В расстановке мы тоже можем упустить из виду какие-то импульсы и движения - из-за того, что мы теряемся в мысленных паттернах, на которые не обращаем внимания. Те, кто практикует внимательность, называют это "автопилот" (Сегал и др., 2002). "Автопиот" означает, что, делая что-то, мы не осознаем своих действий. В то время как наше тело занято чем-то, наш дух находится в другом месте. Все мы склонны большую часть времени функционировать на автопилоте.
Мы переключаемся в режим автопилота, когда находимся в состоянии действия. Оно переносит нас из пункта А в пункт Б, в этом состоянии все время нужно что-то делать, так как нас не устраивает нынешнее положение дел и нужно что-то предпринять, чтобы его изменить. Например, если я хочу пить, то иду к крану, чтобы налить в стакан воду, которую потом выпью. Эта деятельность вызвана несоответствием между тем, что я хочу, и тем, что есть.
БОльшая часть действий на автопилоте заучена: подойти к крану, открутить его, наполнить стакан, поднести ко рту и выпить. В итоге подавляющая часть ментального процесса "в состоянии действия" состоит из привычки в бессознательном.
Для нашего выживания важны как состояния действия, так и автопилот. Невозможно одновременно осознавать такое количество движений. Если пианист хорошо заучил музыкальный отрывок, то большая часть его движений пальцев происходит на автопилоте. Это значит, что основная часть внимания направлена на интерпретацию произведения - тонкости, придающие ему эмоциональную глубину. Гибкость автопилота заставляет расстановщика думать, что он находится в феноменологическом потоке, в то время как на самом деле он переключился на автопилот.
Правда, этот автопилот может быть хорошо запрограммирован. Примером тому является когнитивные искаженные изображения. Расстановщик может быть зациклен на теме усыновления из-за того, что сам был усыновлен, и поэтому будет придавать этому слишком большое значение и упускать из виду другие важные переплетения. Автопилот может также потакать вредным привычкам.
Внимательность возвращает в настоящее
Некоторые расстановщики используют слишком длинные разрешающие фразы и не замечают, что это крадет энергию у расстановки. Они слишком заняты историей в своей голове. Внимательность возвращает нас в настоящий момент. Принятие без суждений того, что возникает в нашем сознании означает, что нет никакого несоответствия между тем, что есть и тем, чего мыхотим. Это позволяет нам находиться здесь и сейчас, не отвлекаясь на планирование следующего шага. Это также позволяет нам воспринимать "в режиме высокого разрешения" то, что до сих пор оставалось без внимания.
Тогда мы можем выбрать другую стратегию, и наш дух может соответственно формировать автоматические реакции. Например, если пианист наверное заучил музыкальное произведение, то, чтобы выучить его заново, ему нужно замедлить свою игру настолько, чтобы выйти из режима автопилота. Ему нужно заново проложить нейронные тропы внимательности в префронтальной коре головного мозга. Тогда пианист может стать внимательнее к отдельным нотам и движениям, что позволит улучшить игру.
Но во время процесса обучения автоматизмы поведения становятся на определенное время менее координируемыми, поскольку нарушено появление нового порядка. Эта боязнь неизвестного удерживает людей от того, чтобы экспериментировать с состоянием внимательности. Многие сразу говорят: "Просто я не такой".
Наверняка каждый расстановщик сталкивался с моментом в расстановке, когда он не знал, что делать дальше, когда знакомые модели и теории уже не помогают. В такие моменты расстановщик должен отказаться от усилий, отбросить свои заготовленные идеи и просто "быть". В этот момент незнания и чистого присутствия мы можем стать внимательнее и тем самым феноменологичнее.
Поэтому присутствие без действий создает энергию, которая позволяет возникнуть целительным действиям в пространстве. Расстановщик должен уметь поддерживать состояние глубокого присутствия, чтобы создать пространство для движений души. Это, естественно, предполагает соответствующую тренировку.
Люди, регулярно практикующие внимательность, изменяют функции своего мозга. В течение нескольких недель регулярных тренировок наблюдается значительная активизация циркуляции крови в левом лобном отделе (Девидсон и др., 2003). Через несколько лет тренировок наблюдается уплотнение коры головного мозга средних префронтальных участков и в правой части центральной доли (Лазар и др., 2005).
Тренировка мускулов укрепляет их, тренировка определенных отделов мозга увеличивает из возможности. Те области мозга, которые активируются с помощью внимательности, имеют отношение к направленности внимания, согласованности эмоций, эмпатии и самонаблюдению. Эти чувства помогают, в частности, удерживать чувства и внимание. Они крайне важны для феноменологической позиции.
Ежедневная тренировка внимательности учит нас быть более открытыми и гибкими. Тем не менее, многим очень сложно найти время для того, чтобы работать с такими неприятными чувствами, как раздражение или скука.
Вместо того чтобы сосредоточиться на этих чувствах, многие говорят, что они уже практикуют внимательность другими способами, или что им вообще не нужно ее тренировать, поскольку они и так уже достаточно внимательны. Другие твердят, что практикуют другие формы медитации, которые приводят к тому же результату. Другие формы медитации могут быть тоже очень полезны, но они все-таки не очень подходящая тренировка для практики феноменологичекого подхода, так как направлены скорее на концентрацию или расслабление.
Надеюсь, мне удалось убедить некоторых читателей взяться за это сложное дело. Я думаю, стоит научиться более расслабленно подходить к страху перед неизвестностью и непредсказуемостью неиспробованного.
Вам понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новостей Портала «Расстановщик» и получайте раз в месяц анонсы всех новых материалов на свой e-mail.
Каталог расстановщиков Выберите город
Товар недели
Ян Якоб Стам и Барбара ХогенбомВ потоке против течения. Системное лидерство 1850