Портал «Расстановщик»
Для города:
Выберите город
Вернуться к словарю

Словарь

Системно-феноменологический подход

Совмещение системного мировоззрения и феноменологического метода – дал действенный метод краткосрочной психотерапии, получивший название расстановки. Разработанный в 80-х годах ХХ века Бертом Хеллингером изначально для работы с семейными системами метод оказался эффективен в работе с практически любыми системами. Например, в 90-х годах он был впервые опробован Гунтхардом Вебером в организационном консультировании, где с успехом развивается и применяется по сей день (организационные расстановки). Тогда же Маттиас Варга фон Кибед и Инза Шпаррер выдвинули идею о применении системно-феноменологического похода в работе с более абстрактными системами и создали целое направление структурных расстановок. В настоящее время в расстановках существует множество направлений и школ, по всему миру доступно профессиональное образование в области системно-феноменологического подхода и расстановок, существуют большое количество литературы и специализированные периодические издания по теме (в том числе с недавнего времени и на русском) и международное профессиональное сообщество.

Системно-феноменологический подход в психологии – подход, объединяющий феноменологическую и системную парадигмы.
Феноменологическая парадигма (в практической психологии присутствует в гуманистическом подходе Карла Роджерса, в гештальт-терапии, психосинтезе и др.) в центр внимания ставит феномены (проявления) нашей внутренней жизни: видение, ощущение, восприятие, переживание, без стремления выстроить логические причинно-следственные связи. Рациональная логика, теоретизирование и оценивание создают ограничивающие рамки для переживаний, редуцируют их в мыслительные схемы, ставят барьер между переживанием и переживающим субъектом. Феноменологический подход часто выступает как альтернатива поведенческому подходу, с его акцентом на внешних (поведенческих) проявлениях человека.
Системная парадигма основана на представлении о человеке не как об изолированном индивиде, а как органической части социальных систем: семья, род, рабочий коллектив и т.п. В этом более широком контексте рассматриваются развитие человека, его восприятие мира и самого себя, устремления, переживание различных жизненных ситуаций и поведение в них. Все аспекты существования человека определяются системными связями (т.е. связями с остальными элементами системы и с процессами, происходящими в ней) не в меньшей степени, чем индивидуальными особенностями и качествами человека.
Хорошо узнаваема дисфункциональная семья: муж и жена по отдельности — прекрасные, чуткие, тактичные люди. Вместе они являют миру бессмысленно скандалящую пару. Это происходит потому, что их прекрасные человеческие качества вторичны по отношению к законам функционирования их дисфункциональной семейной системы.

Считается, что каждый элемент системы, занимая свое определенное место и выполняя свою определенную роль, вносит свой вклад в правильное функционирование системы, причем существует определенная иерархия элементов системы, а нарушение этой иерархии или исключение какого бы то ни было элемента ведет к нарушению правильного функционирования системы в целом.

В практической психологии системная парадигма представлена в семейном консультировании Вирджинии Сатир. Многие исследователи (например, М. Боуэн) указывали на влияние расширенной семьи (рода) на индивидуальную судьбу.
Таким образом, системно-феноменологический подход фокусируется на субъективном опыте человека, исследуя его через внутренние переживания человека. При этом опыт человека рассматривается в контексте его взаимодействия с бОльшим целым, с системой, в которую он вписан. Системно-феноменологический подход не ставит вопрос ПОЧЕМУ происходит что-то, поскольку в условиях существования множества взаимосвязанных элементов линейная следственно-причинная логика становится бессмысленной. Помогают быть в контакте с непосредственным опытом человека вопросы КАК это происходит и ЗАЧЕМ происходит с точки зрения целесообразности функционирования системы.

Грамотный специалист, работающий в рамках системно-феноменологического подхода, имеет системное видение и владеет феноменологической методикой.
В рамках системно-феноменологического подхода человек рассматривается, с одной стороны, как часть, элемент своей системы-социальной группы (семьи, или рода, – в семейных расстановках, организации – в организационных) и, с другой стороны, как система (в симптомных расстановках, в некоторых видах структурных расстановок). Метод является трансгенерационным, то есть позволяет работать с проблемами, уходящими своими корнями в глубокое прошлое рода. В основе метода лежит следующее наблюдение на феноменологическом уровне: если воспроизвести с помощью т.н. заместителей систему (часть системы) человека, то заместители, находясь в образе элементов этой системы (в случае, например, семейной расстановки – родственников), начинают чувствовать и переживать эмоции, которые чувствуют реальные люди из реальной семейной системы. Они чувствуют страх, боль, обиду, гнев, радость, любовь, безразличие по отношению к другим участникам расстановки, их чувства зависят от места, где они стоят, и от других членов воспроизводимой системы, которые их окружают.
Именно то, что заместители могут чувствовать эмоции замещаемых ими «настоящих» родственников, позволяет сделать видимыми те взаимосвязи, отношения и влияния, которые существуют между разными членами системы.
Считается, что каждый элемент системы, занимая свое определенное место и выполняя свою определенную роль, вносит свой вклад в правильное функционирование системы, причем существует определенная иерархия элементов системы, а нарушение этой иерархии или исключение какого бы то ни было элемента ведет к нарушению правильного функционирования системы в целом.
В расстановке, исходя из задачи и опираясь на достаточно хорошо разработанные на сегодняшний день методики, можно увидеть или даже «восстановить» правильное функционирование всех элементов и целой системы.
В настоящее время описанный феномен ученые объясняют включенностью каждого члена системы в общее информационное (морфическое, морфогенетическое) поле и, соответственно, возможностью знания одного члена системы о другом в масштабах всего человечества.
Многие психологи до Хеллингера (или одновременно с ним) говорили о влиянии истории рода на индивидуальную судьбу (например, М. Боуэн).
Основополагающие принципы расстановочной работы в рамках системно-феноменологического подхода изложены, например, немецким расстановщком и автором книг Альбрехтом Маром в статье "4 основных принципа расстановочной работы".
 

Каталог расстановщиков Выберите город
Сейчас в каталоге: 679 расстановщиков, предлагающие 3184 тренингов и семинаров
Товар недели
Подписка на новости и статьи
Выберите страну и город:
 Подождите...
Страна:
Регион:
Город:
Ваш город (), верно?
Да, верно Нет, выбрать город Без выбора города